К. Насонова: «Ценности молодых украинцев кардинально изменились, — они больше не привязывают себя к вещам»

Международные эксперты, проведя ряд исследований и опросов, заявили, что ценности современного молодого поколения претерпели существенные изменения —  люди все чаще отказываются от дорогих автомобилей, собственных домов и прочих дорогих покупок, вкладывая средства в путешествия, образование и развлечения.  Практикующий психолог-волонтер Ксения Насонова связывает такую тенденцию с политическими процессами в мире, а также растущей мобильностью и ритмом жизни.

— Ксения, тенденции все время меняются. Вы можете все-таки более подробно обосновать, почему происходит именно так?

— Политическая и экономическая обстановка в мире меняется едва ли не ежедневно и даже те люди, которые далеки от этого, подсознательно чувствуют и реагируют на эти изменения. Наша психика мобильна, и изменения «курса» мыслей происходит зачастую как раз под влиянием внешних факторов. Мы уже привыкли к тому, что деньги обесцениваются (взять хотя бы ситуацию годичной давности, когда курс нацвалюты резко упал и миллионы людей остались с копейками на руках), мы постоянно видим, как разрушаются дома и инфраструктура проблемных регионов, где идут боевые действия (и это не только Украина)… Не удивительно, что молодые люди предпочитают вкладывать деньги во впечатления и путешествия – мы ищем позитивные эмоции, и это нормально.

— В последнее время существенно возросла популярность экстремальных видов спорта…

— Для ощущения счастья молодым людям нужен адреналин – сейчас мир получает его в полной мере, просто выйдя на улицу или включив выпуск новостей. Это негативный всплеск, а «щекотать нервы» хочется с удовольствием, что бы было что вспомнить, и чем друзьям похвастаться. Этим же объясняется тот факт, что люди все чаще едут в отпуск не на моря и курорты, а в экстрим-туры, в африканские страны на сафари и т.д.

— Увы, в современных условиях позволить себе такие путешествия могут единицы украинцев, потому, видимо, тенденция актуальная скорее для западных стран?

— Надо понимать, что мы сейчас живем в совершенно особенных условиях – да, за минувший год-полтора население существенно обеднело, но при этом произошел резкий всплеск патриотизма, особенно среди молодежи. Ездить в заграничные туры в связи с нехваткой средств украинцы теперь стали внутри страны, отдыхать на отечественных курортах, и благодаря возросшему чувству своей принадлежности к нации и постоянным призывам «поддерживать украинское» люди не чувствуют себя ущемленными. Многие, возвращаясь из поездок, признаются, что даже не догадывались, что в Украине есть такие города и достопримечательности, которые могут составить достойную конкуренцию лучшим европейским туристическим местам. Такая тенденция хороша еще и для национальной экономики, ведь заработанные украинцами деньги остаются в стране.

— А не окажется ли так, что лет через 10-15, достигнув, скажем, 40-летнего возраста, люди массово начнут разочаровываться в жизни, осознав, что не обзавелись ни машиной, ни квартирой или домом, а все деньги спустили на впечатления?

— Названный вами возраст является одним из переломных, и люди, действительно, где-то на этом этапе нередко приходят к тому, что недовольны собой и своими поступками. Но не думаю, что это будет связано именно с данными факторами. Дело в том, что от покупки дома и машин многие отказываются сознательно.  Как я и говорила, мир постоянно становиться мобильнее, а жизнь быстрее. Если лет 10 назад идеалом был дом с лужайкой и небольшим садиком за городом, многие любили выращивать цветы или ягоды и массово копили на машину, то теперь жить в большом доме не всегда уютно, к тому же дорога занимает много времени.  Ягоды дешевле и быстрее купить на рынке, потратив при этом сэкономленное время на что-то иное. Та же история с автомобилем – транспортные сети постоянно развиваются и разрастаются, маршрутов и маршруток много.  К тому же, в любое время суток через 10-15 минут после звонка за вами приедет такси, так стоит ли привязывать себя к машине?

Читайте также по теме