Марина Иванова
06:00 20/08/2014

К. Стогний: «Чтобы узнать правду об АТО, Президенту и премьеру нужны «шароломы»

Украину часто обвиняют, что она проигрывает информационную войну в конфликте с Россией. Видимо, поэтому сюжеты теленовостей и боевые сводки из зоны АТО, рассказывающие об успехах украинской армии, с каждым днем приобретают все более радужную тональность (конечно, не говоря о страшных кадрах гибели людей). В то же время, «правда жизни» далеко не всегда столь светла и оптимистична, ведь война – дело грязное, кровавое и тяжелое. О том, что в реальности происходит на Востоке страны и как власти начать получать объективные данные о ситуации в регионе, корреспондент ГолосUA расспросила известного журналиста-криминалиста Константина Стогния.
-Константин, недавно в одном из сюжетов теленовостей увидела, как премьер-министр благодарит бойца в госпитале за правдивую информацию о происходящем на Востоке, в армии, и обещает во всем разобраться. Почему происходит подобное? Какая у вас есть информация о событиях, происходящих в зоне АТО?
-У меня есть информация из разных источников, поэтому я примерно представляю себе действительное положение дел. У нас много журналистов работает в том регионе, есть связь с людьми в Донецке, Луганске. Я помогал обменивать пленных. К сожалению, самые горькие впечатления остались от общения с прокурором ДНР Равилем Савиковым. Он мордвин, приехал в Украину, но разговаривал со мной так, как будто это он – украинец, а я тут случайно оказался. Я об этом ему прямо сказал. Поэтому я не идеализирую никого, с разных сторон конфликта.
Пытался донести информацию до Президента. На Facebook мною было опубликовано открытое письмо, адресованное Петру Порошенко. Когда я возглавлял департамент информации МВД, всегда предоставлял информацию нынешнему пресс-секретарю Президента Святославу Цеголко по первому требованию. А сейчас пишу ему на Facebook, звоню, но – нет человека. Я готов донести все, что мне известно, но, видимо, Президент живет несколько в ином мире. Он владеет той информацией, которой его хочет «пичкать» его команда. Так же было когда-то и с Виктором Януковичем.
-Насколько соответствует действительности все то, что мы читаем, видим и слышим в СМИ?
-Мы живем в условиях информационной войны. Думаю, журналисты нередко мотивированы этой информационной войной. Знаю многих спикеров, рассказывающих об АТО. Понимаю, почему они так поступают – стараются поднять боевой дух, гордость у людей за свою страну. Но я не согласен с теми, кто специально коверкает правду, ведь люди ее все равно оценивают и все понимают.
Примером могут служить некоторые заявления спикеров АТО, что матери призванных, перекрывшие трассу – все являются агентами ФСБ. Но это – чистая глупость, которая обижает граждан нашей страны. Нужно говорить, общаться с людьми и давать объективную картину происходящего.
Еще один пример: объявляют о том, что граница перекрыта. Но приходят данные, что не перекрыта она на этих участках. Там – тяжелые бои, в окружении находятся наши дивизии. И возникает странное ощущение, что тебя обманывают.
Такие попытки поднять боевой дух могут закончиться тем, что люди просто перестанут верить тому, что слышат.
-Есть эмоциональная окраска, а есть фактаж. Видимо, журналисты должны не искривлять факты…
-Журналисты давно уже перестали выполнять то, что они должны. Сейчас нет журналистики, как в Украине, так и в России. Это – больше пропаганда, как было в советское время. Да, тяжело оставаться нейтральным. Тем более ценны журналисты, которые хоть чуть-чуть пытаются это делать.
-Как объяснить факты, что иногда солдаты на Востоке не подчиняются противоречивым, скажем так, приказам начальства? 
-Война – сложная штука. И просчеты командования сразу отражаются на подчиненных. И когда бестолковые генералы пытаются это скрыть от руководства страны, страдают, в конечном итоге, простые солдаты.
У нас крайне мало кадровых специалистов, которые способны нормально оценивать ситуацию и отдавать команды. На то есть разные причины. Наверное, они находятся в других служебных структурах, почему-то не хотят командовать подразделениями добровольцев. Которые тоже сформированы по принципу, далекому от армейского, люди в них не привыкли выполнять команды, но являются патриотами. Плюс – политическая ангажированность, когда неизвестно, какие цели преследуют те или иные олигархи-руководители.
Нам часто звонят и сообщают, что солдаты воду из луж пьют, что их беспрерывно обстреливают. И выбор у людей – либо уничтожить технику и перейти на сторону России, либо погибнуть, и техника все равно останется врагу, потому что в Россию нельзя выйти с оружием и техникой, как было с 72-й бригадой. Это всегда считалось логичным, в Афганистане с этим сталкивались. Но у нас многие солдаты, которые поступили подобным образом, остались живы, уберегли себя для своих семей, для матерей, сейчас находятся под следствием, им вменяют дезертирство. Присутствует непонимание у бойцов, почему так происходит.
Сейчас у меня есть сообщение о том, что люди находятся под обстрелом, но не могут связаться с Генштабом, телефоны молчат. Это больно читать. Но, конечно, всю такую информацию нужно тщательно перепроверять.
-Как быть в такой ситуации власти? Как узнать правду?
-Я считаю, что нельзя играть с информацией, заигрываться. Нужны и герои, и свои символы, чтобы было на кого равняться. Но их нельзя создавать бездумно, говорить, что все хорошо.
-Простите за прямоту, ваш совет премьеру и Президенту в этом контексте?
-Во многих армиях мира установлены специальные должности, люди, дословно называющиеся «шароломами», «ломающими оболочку». Они – не из команды, их специально нанимают за большие деньги. Эти люди несут «другую» точку зрения. Ведь генералы, чиновники, высшее руководство обрастают своей командой, которая блокирует поступление важной объективной информации. И — принимаются неверные решения, из-за того, что команда, которой доверяет высшее лицо, ограждает его от информации, как от свежего воздуха. Они все делают для того, чтобы не было никакого сопротивления. Я бы советовал премьеру и Президенту вводить таких людей в свое окружение.

Читайте также по теме