Марина Иванова
09:00 26/12/2015

Л. Черенько: «Повышение социальных гарантий в 2016 году не компенсирует роста цен»

Украина — самая бедная страна Европы. По результатам 2015 года, наш ВВП на душу населения составит порядка 2 тыс. долл. на человека. В то же время, к примеру, Нигерия в 2015 году выходит на показатель ВВП на душу населения 2,2 тыс. долл., а Польша покажет результат в 15 тыс. долл. на человека. По данным Всемирного банка, в текущем году ВВП Украины упал на 12%. Правда, на следующий год прогнозы чуть получше, ожидаемый рост — 1%. За последние полтора года мы, фактически, обеднели втрое. Станут ли в ближайшее время украинцы жить лучше, корреспондент ГолосUA узнавала у завотделом исследования уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАНУ Людмилы Черенько.

— Людмила, каким украинским семьям тяжелее всего сейчас выжить?

-У нас есть массив данных за 2014 год, а также данные за первый квартал 2015 года. В целом, об оценке уровня жизни украинцев в 2015 году говорить пока рано, однако некоторые выводы все же сделать можно. Если судить по данным первого квартала 2015 года, произошло некоторое улучшение ситуации в семьях с детьми, что удивительно. Но это, конечно, относительное улучшение, то есть, по-прежнему — относительная бедность. Однако, на этом фоне, ухудшилась ситуация в домохозяйствах без детей. Особенно, если там есть хотя бы один безработный, при том, что все члены семьи трудоспособного возраста.

 — За счет чего это происходит?

 — В 2015 году на уровень благосостояния украинцев очень повлияло состояние рынка труда. Семьи, которые зависели в основном от доходов от занятости, наиболее ощутили влияние негативных явлений в экономике. Ведь социальные выплаты в 2015 году не уменьшились, оставшись в тех же объемах, что и ранее. А вот номинальные доходы от занятости снижались, особенно в государственном секторе — за счет уменьшения разных надбавок и доплат. Конечно, выросли и масштабы безработицы, рассчитываемые по методологии Международной организации труда. А, иногда, и скрытой безработицы.

— Как сказался на благосостоянии людей неконтролируемый рост цен?

— Рост цен без соответствующей индексации, конечно, отражается на уровне благосостояния людей крайне негативно. Однако, это влияет на кого-то больше, на кого-то — меньше. Сотрудники предприятий, имеющих возможность повышать зарплаты, ориентируясь на курс доллара, или, хотя бы, на цены потребительского рынка, естественно, ощущают себя очень уверенно. Но таких, к сожалению, меньшинство, совсем незначительный процент. Большинство же работает либо в госсекторе, либо «привязаны» к бизнесу, который также несет убытки и не может осуществлять регулярного повышения заработных плат в соответствии с ростом цен.

— Расходуют ли украинцы свои финансовые запасы?

— К сожалению, информационные источники не дают в полной мере это отследить. Одна из причин — у нас очень велика доля «теневого» сектора, в том числе и сбережений. Однако, по данным социологических исследований, люди все чаще отвечают, что вынуждены тратить сбережения. Этот процесс начался еще в 2012 году, с началом сужения потребительских возможностей украинцев, и усилился в конце 2014 году. Тенденция еще более обострилась в начале 2015 году, когда произошел резкий скачок цен без соответствующего роста доходов. В целом, расходовать накопления украинцев заставили два ценовых «всплеска» — в конце 2014году и во втором квартале 2015 году.

— Снизились ли новогодние расходы украинцев в нынешнем году?

— Если идти путем экспертных оценок, скажу так: сравнительно с тем, что наблюдалось год тому назад, никакого кардинального ухудшения потребительских возможностей украинцев перед Новым годом-2016 не произошло. При этом, одни семьи ощутили ухудшение, а другие — незначительное улучшение, сравнительно с минувшими новогодними праздниками.

Однако бюджет празднования Нового года у многих уже и в минувшем году был очень сужен, люди встречали Новый год с крайне ограниченным семейным бюджетом. Так что, кардинального ухудшения не произошло. Но у людей появилась привычка к такому планированию бюджета.

— Как повлияет резкое повышение коммунальных тарифов, которое будет продолжаться и в 2016 году, на уровень платежеспособности украинцев?

— Естественно, крайне негативно. И, скорее всего, задолженность по оплате услуг ЖКХ будет расти, здесь нет ничего удивительного. Не знаю, насколько программа субсидий сможет компенсировать рост тарифов. В продолжение отопительного сезона люди продолжат обращаться за субсидиями. Но нам обещают, что в январе платежки за тепло будут еще выше. Думаю, что значительная часть населения будет ощущать сложности с оплатой услуг ЖКХ.

— Насколько социальные программы государства перекрывают рост тарифов и инфляционные потери?

— Не знаю, в каком виде утвердят индексацию инфляции. Однако запланированное на следующий год повышение социальных гарантий, конечно, не компенсируют рост цен. Конечно, не хотелось бы, чтобы «вилка» между ценами и доходами росла и дальше. Если бы падение экономики приостановилось, все же можно было бы ожидать, что 2016 год будет не худшим, чем второе полугодие 2015 году. При условии роста социальных гарантий, повышения уровня жизни можно ожидать, в самом лучшем случае, не раньше 2017 года.

Читайте также по теме