Недавно были опубликованы данные детского фонда ООН ЮНИСЕФ, согласно которым в 2020 году недостаток в еде в Украине испытывали 9,8 миллионов человек, а острая нехватка пищи затронула 1,1 миллион жителей страны. Последняя цифра выросла на 200 тысяч по сравнению с прежними данными фонда. Отмечалось, что почти 10 миллионов человек с недостатком еды – это худший абсолютный показатель среди всех европейских стран. Что на самом деле означают эти цифры и действительно ли в Украине наблюдается голод, в интервью ГолосUA рассказывает заведующая сектором исследований уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАН Украины Людмила Черенько.
– Людмила Николаевна, как можно трактовать данные, которые дает ЮНИСЕФ? Действительно ли каждый четвертый в Украине испытывает недостаток в еде?
– На самом деле это не отвечает действительности. Сложно сказать, на чем основывается ЮНИСЕФ. Дело в том, что Госстат в своих исследованиях спрашивает, на что у людей хватает денег. До 5 % населения, что однозначно меньше, чем 10 миллионов, говорят, что не хватает даже на питание, и 30-40 % говорят, что хватает только на питание, а на остальное уже возникают проблемы.
– Возможно, у ЮНИСЕФ такие большие данные из-за определенной методологии, которую там использовали для исследования.
– Не могу так комментировать. Возможно, они берут у Госстата какие-то данные для сопоставления. Но если исследовать калорийность рациона питания, то у украинцев высококалорийный рацион. Очень небольшой процент людей потребляет меньше 2100 килокалорий. 2100 килокалорий очень давно, в начале 2000-х, Всемирная организация здравоохранения определяла как одну из границ бедности с точки зрения недопотребления питания. Но последние лет пять в ВОЗ отказались от этого подхода, потому что в принципе нельзя использовать калорийность как границу между бедностью и небедностью для таких стран, как наша. Важнее, сколько в рационе микроэлементов, витаминов и так далее, а калорийность может быть меньше. Нельзя сказать, что меньше 2100 ккал – это уже плохое питание. Этот подход сегодня для международных сравнений уже не используется. И в Украине таких людей мало. У нас другая проблема. Это потребление килокалорий выше нормы у большинства населения, и происходит оно преимущественно за счет жиров. То есть проблема не в том, что люди мало едят, а в том, что они не то едят.
– Некачественное питание?
– Сложно сказать, качественное оно или нет. Возможно, это ментальные особенности, когда очень много жиров в рационе, а то, что это низкокачественный рацион свидетельствует малое количество белков. То есть мы недопотребляем белки и сверхпотребляем жиры. Особенно это касается домохозяйств пенсионеров.
– Получается несбалансированность.
– Да. Неправильный рацион питания.
– Еще ЮНИСЕФ указывает цифру в 1,1 миллион человек в Украине, которые испытывают острую нехватку пищи.
– Это скорей всего люди, которые говорят, что им не хватает средств на питание.
– Есть ли какие-то данные украинских исследований, которые говорят, голодают или не голодают люди в Украине?
– Это не украинская проблема. Если смотреть на калорийность рациона, то есть группы населения с низкокалорийным рационом, но они незначительные. Много кто из них сознательно выбирает путь низкокалорийного рациона по разным соображениям. Но наиболее распространено это там, где много детей. Там, где в семье много детей, там наблюдается то, что бывает низкокалорийный рацион в среднем на одного человека. Но снова-таки, возможно, это говорит немного о другом. В дневниках люди пишут не то, что съели, а то, что покупали. И возможно, скажем, в многодетных семьях полностью используется все купленное, у них меньше пищевых отходов, поэтому в среднем на человека выходит меньше килокалорий, чем в среднем по Украине. Тут следует учитывать еще и эти моменты.
– Какие еще экономические проблемы влияют на проблемы с едой у украинцев?
– В Украине острой проблемы с едой нет. Украинцы не голодают. То, что рацион несбалансирован у многих украинцев, частично это ментально. Некоторые люди не представляют, как можно прожить день без сала, некоторые привыкли к жирной жареной еде. Частично это, конечно, может быть вызвано низкими доходами. Возможно, если бы у человека были доходы выше, они бы выбрали более качественное обезжиренное мясо, но снова-таки это на уровне соображений. Доказать это чрезвычайно тяжело.
– Как экономический кризис влияет на достаток домохозяйств?
– Мы анализировали бедность, которая возникла с ковидом. Ее мы считаем, как расходы ниже фактического прожиточного минимума (около 4500 гривен – Ред.). Там питание ни при чем. Прожиточный минимум вмещает все составляющие. Сегодня у нас есть данные, что в 2020 году бедность превысила 47 %, хотя в 2019 году была 41 %. Очевидно, на рост уровня бедности все-таки в большей мере повлиял ковид.
– А по итогам 2021 года показатели бедности будет больше?
– Я думаю, она сохранится на том же уровне.