Любовь Величко
16:01 23/09/2013

Л. Черенько: «Система социальных льгот в Украине полностью не оправдывает себя»

По данным Минфина, Украина занимает первое место в мире по объемам предоставления льгот. Руководствуясь этим аргументом, чиновники то и дело пытаются сократить 18-миллионную армию льготников, и кивают на наиболее незащищенные слои населения. При этом малообеспеченные украинцы не считают, что государство чересчур их балует. Разобраться в том, почему так происходит, Голос UA помогла завотделением исследования уровня жизни украинцев Института демографии и социальных исследований НАН Украины Людмила Черенько.
Что такое система социальной поддержки и для чего она нужна?
Мы относим к этой системе социальную помощь, жилищные субсидии и социальные льготы. Людям предоставляются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, транспорта, лекарств, топлива.
По вашему мнению, эта система работает в Украине эффективно?
Система крайне неэффективна. Например, социальные льготы априори неэффективны по той простой причине, что это категориальная не денежная система поддержки компенсаторная по своей природе, из-за этого система работает далеко не для уязвимых слоев населения: 10% самых бедных людей получают лишь 3% всех государственных средств, а 10% самых богатых — более 20% от этой системы.
Система социальных льгот вообще себя не оправдывает. Если мы говорим о транспортных льготах, льготах на жилищно-коммунальные услуги, то картина более-менее ясна, и не ориентирована на богатых людей. Когда же дело касается медицинских услуг, стоматологического лечения, санаторно-курортных путевок, то там четко прослеживается преобладание высокодоходных групп среди получателей этих видов льгот.
Жилищная субсидия работает на адресных началах. Так же, как и помощь малообеспеченным семьям. Определенные виды помощи для детей (например, одиноким матерям) частично переведены на адресные принципы. И, казалось бы, это и есть панацея, потому что в цивилизованных странах эта система предусматривает, что оценивается платежеспособность каждой отдельной семьи, чтобы было понятно, насколько ей нужно помогать. У нас эта система не срабатывает, как следует, потому что во многих семьях есть не зафиксированные доходы. И поэтому семья, которая имеет много теневых доходов и имеет высокий уровень жизни, получает и субсидию, и помощь малообеспеченным семьям. А с другой стороны, семья, которая получает только официальные доходы, потому что работает в бюджетной сфере и не берет взятки, не может принять участие в программе жилищных субсидий и в программе по помощи малообеспеченным семьям. Такая семья не получает никакой социальной поддержки.
Как украинское общество реагирует на такую несправедливость?
Если бы в обществе была нормальная ситуация с точки зрения этики, то оно осуждало бы тех, кто получает государственную помощь из бюджета, на самом деле в ней не нуждаясь.
У нас в стране все по-другому, потому что в обществе господствуют иждивенческие настроения. Общество осуждает тех, кто не воспользовался правом на помощь и право на льготу. Напротив, как можно больше оправдывает общество тех, кто, не имея право на такую ​​помощь, будучи очень богатым человеком, просит у государства помощи. В такой ситуации происходит диссонанс: бедный сосед не получает социальную помощь и обижается не на богатого соседа, который ее может получить, а на государство как на инстанцию​​, которая позволяет эту несправедливость.
В развитом демократичном обществе таких явлений не должно быть. Еще с 90- х годов в нашей стране в обществе происходят искажения общественной психологии.
Можно ли как-то решить проблему хромающей системы социальной помощи у нас в стране?
Да, конечно, это реально.
Есть два пути. Первый — это способствовать выведению доходов из тени. Министерство социальной политики уже готовит несколько проектов для этого. Не надо забывать и о международном опыте, который показывает, как поэтапно показывать доходы. Этот процесс у нас идет, но очень медленно. Если бы все доходы были видны, то не было бы проблем — мы могли бы прозрачно использовать систему социальной поддержки.
С другой стороны, мы должны создать как можно больше реестров. Например, мы знаем, что существует реестр автомобилей, недвижимости. Так вот, их нужно совершенствовать и согласовывать между собой, чтобы социальный работник имел доступ к этим данным и мог бы, зная идентификационный код человека, пробить информацию по этим базам. Тогда будет видно, какой недвижимостью и движимым имуществом обладает то или иное лицо. Это и будет критерием оценки его текущих доходов. К сожалению, сегодня этого у нас нет. У нас есть некоторые регистры, но они разрознены и несовершенны.
В Европе все имущество населения зафиксировано в таких реестрах. А у нас отсутствует реестр получателей социальной помощи. Мы же должны двигаться в направлении максимальной регистрации всех сведений о гражданах, которые могут претендовать на социальную помощь.
Видимо, на создание таких реестров потребуется много усилий и средств?
Да, конечно это всегда требует средств. Нужны средства не на низовом уровне (там, где происходит регистрация граждан), а из госбюджета. Деньги должны быть потрачены на дорогостоящее программное обеспечение и места хранения больших массивов данных. Но если это делать постепенно, то можно тратить не намного больше, чем тратится сейчас.
Также мы должны применять косвенную оценку доходов граждан. Для этого мы должны использовать опыт стран, которые в прошлом также имели проблемы с теневыми доходами граждан. Этот опыт уже есть в странах бывшего СССР, и он прекрасно себя зарекомендовал. Применяется определенная методика, которая дает вспомогательный инструмент инспектору, что подсказывает, какой доход имеет то или иное лицо, та или иная семья. Нужно, чтобы инспектор шел в те домохозяйства, где есть серьезные подозрения относительно представления недостоверной информации. Эти методы прошли в Украине пилотную апробацию, но до сих пор не применялись.
Кто же виноват в том, что система не меняется долгие годы?
Наша исполнительная власть боится всего нового. Каких-либо реформ. Поскольку система нормативной документации выстраивалась годами, то любые кардинальные изменения в ней пугают чиновников всех уровней. Виной этому – система, и нужна большая политическая воля для того, чтобы ее реформировать.

Читайте также по теме