- По данным Минфина, Украина занимает первое место в мире по объемам предоставления льгот. Руководствуясь этим аргументом, чиновники то и дело пытаются сократить 18-миллионную армию льготников, и кивают на наиболее незащищенные слои населения. При этом малообеспеченные украинцы не считают, что государство чересчур их балует. Разобраться в том, почему так происходит, Голос UA помогла завотделением исследования уровня жизни украинцев Института демографии и социальных исследований НАН Украины Людмила Черенько.
- Что такое система социальной поддержки и для чего она нужна?
- Мы относим к этой системе социальную помощь, жилищные субсидии и социальные льготы. Людям предоставляются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, транспорта, лекарств, топлива.
- По вашему мнению, эта система работает в Украине эффективно?
- Система крайне неэффективна. Например, социальные льготы априори неэффективны по той простой причине, что это категориальная не денежная система поддержки компенсаторная по своей природе, из-за этого система работает далеко не для уязвимых слоев населения: 10% самых бедных людей получают лишь 3% всех государственных средств, а 10% самых богатых — более 20% от этой системы.
- Система социальных льгот вообще себя не оправдывает. Если мы говорим о транспортных льготах, льготах на жилищно-коммунальные услуги, то картина более-менее ясна, и не ориентирована на богатых людей. Когда же дело касается медицинских услуг, стоматологического лечения, санаторно-курортных путевок, то там четко прослеживается преобладание высокодоходных групп среди получателей этих видов льгот.
- Жилищная субсидия работает на адресных началах. Так же, как и помощь малообеспеченным семьям. Определенные виды помощи для детей (например, одиноким матерям) частично переведены на адресные принципы. И, казалось бы, это и есть панацея, потому что в цивилизованных странах эта система предусматривает, что оценивается платежеспособность каждой отдельной семьи, чтобы было понятно, насколько ей нужно помогать. У нас эта система не срабатывает, как следует, потому что во многих семьях есть не зафиксированные доходы. И поэтому семья, которая имеет много теневых доходов и имеет высокий уровень жизни, получает и субсидию, и помощь малообеспеченным семьям. А с другой стороны, семья, которая получает только официальные доходы, потому что работает в бюджетной сфере и не берет взятки, не может принять участие в программе жилищных субсидий и в программе по помощи малообеспеченным семьям. Такая семья не получает никакой социальной поддержки.
- Как украинское общество реагирует на такую несправедливость?
- Если бы в обществе была нормальная ситуация с точки зрения этики, то оно осуждало бы тех, кто получает государственную помощь из бюджета, на самом деле в ней не нуждаясь.
- У нас в стране все по-другому, потому что в обществе господствуют иждивенческие настроения. Общество осуждает тех, кто не воспользовался правом на помощь и право на льготу. Напротив, как можно больше оправдывает общество тех, кто, не имея право на такую помощь, будучи очень богатым человеком, просит у государства помощи. В такой ситуации происходит диссонанс: бедный сосед не получает социальную помощь и обижается не на богатого соседа, который ее может получить, а на государство как на инстанцию, которая позволяет эту несправедливость.
- В развитом демократичном обществе таких явлений не должно быть. Еще с 90- х годов в нашей стране в обществе происходят искажения общественной психологии.
- Можно ли как-то решить проблему хромающей системы социальной помощи у нас в стране?
- Да, конечно, это реально.
- Есть два пути. Первый — это способствовать выведению доходов из тени. Министерство социальной политики уже готовит несколько проектов для этого. Не надо забывать и о международном опыте, который показывает, как поэтапно показывать доходы. Этот процесс у нас идет, но очень медленно. Если бы все доходы были видны, то не было бы проблем — мы могли бы прозрачно использовать систему социальной поддержки.
- С другой стороны, мы должны создать как можно больше реестров. Например, мы знаем, что существует реестр автомобилей, недвижимости. Так вот, их нужно совершенствовать и согласовывать между собой, чтобы социальный работник имел доступ к этим данным и мог бы, зная идентификационный код человека, пробить информацию по этим базам. Тогда будет видно, какой недвижимостью и движимым имуществом обладает то или иное лицо. Это и будет критерием оценки его текущих доходов. К сожалению, сегодня этого у нас нет. У нас есть некоторые регистры, но они разрознены и несовершенны.
- В Европе все имущество населения зафиксировано в таких реестрах. А у нас отсутствует реестр получателей социальной помощи. Мы же должны двигаться в направлении максимальной регистрации всех сведений о гражданах, которые могут претендовать на социальную помощь.
- Видимо, на создание таких реестров потребуется много усилий и средств?
- Да, конечно это всегда требует средств. Нужны средства не на низовом уровне (там, где происходит регистрация граждан), а из госбюджета. Деньги должны быть потрачены на дорогостоящее программное обеспечение и места хранения больших массивов данных. Но если это делать постепенно, то можно тратить не намного больше, чем тратится сейчас.
- Также мы должны применять косвенную оценку доходов граждан. Для этого мы должны использовать опыт стран, которые в прошлом также имели проблемы с теневыми доходами граждан. Этот опыт уже есть в странах бывшего СССР, и он прекрасно себя зарекомендовал. Применяется определенная методика, которая дает вспомогательный инструмент инспектору, что подсказывает, какой доход имеет то или иное лицо, та или иная семья. Нужно, чтобы инспектор шел в те домохозяйства, где есть серьезные подозрения относительно представления недостоверной информации. Эти методы прошли в Украине пилотную апробацию, но до сих пор не применялись.
- Кто же виноват в том, что система не меняется долгие годы?
- Наша исполнительная власть боится всего нового. Каких-либо реформ. Поскольку система нормативной документации выстраивалась годами, то любые кардинальные изменения в ней пугают чиновников всех уровней. Виной этому – система, и нужна большая политическая воля для того, чтобы ее реформировать.
Чтобы поддержать украинцев с небольшими доходами, Минсоцполитики разработало ряд изменений в законодательство...