Л. Черенько: «В 2015 году повышение тарифов отбросит многих украинцев за черту бедности»

По данным Госстата, реальная заработная плата в Украине в декабре 2014 года уменьшилась на 13,6% по сравнению с декабрем 2013 года. В целом, в прошлом году реальная зарплата украинцев снизилась на 6,5% по сравнению с предыдущим годом. Среднемесячные зарплаты штатных работников составляли 3,476 тыс. грн. При этом, инфляция в 2014 году превысила 20%. О причинах снижения реальных заработков украинцев и о том, кто может оказаться в ближайшее время за чертой бедности, корреспондент ГолосUA расспросила завотделом исследования уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАНУ Людмилу Черенько.

— Людмила, за счет чего уменьшается реальная зарплата украинцев? Почему это происходит?

— Реальная зарплата уменьшается по той простой причине, что номинальная — фактически не растет. Заморожены были минимальные государственные гарантии, минимальная зарплата в 2014 году была такой же, как в декабре 2013. А у нас 40% занятых – это бюджетный госсектор. И, естественно, у них у всех зарплаты четко «завязаны» на «минималку». Им просто никто ничего не повышал. При этом, в частном секторе работникам даже снижали номинальную зарплату. Скажу так: номинальная зарплата у большинства работающих не выросла, в лучшем случае, оставшись на прежнем уровне. А инфляция – более 20%.

— Как можно оценить «официальный» уровень снижения реальной зарплаты?

— Уменьшение ее на 13% — это еще оптимистический сценарий. Весной, когда формулировались прогнозы на окончание 2014 года, мы говорили, что наиболее вероятный вариант – снижение реальных доходов на 20%. И это был не самый пессимистический вариант. Но, по официальной статистике, все оказалось несколько лучше.

— Почему так разнятся ваши прогнозы и цифра, обнародованная Госстатом?

— Может быть, Госстат и прав, что реальные доходы снизились на 13%… Мне с этим спорить сложно.

— Есть определенные сомнения в этом?

— Это существующая инфляция в 20% и то, как считает индекс потребительских цен Госкомстат. На самом деле все зависит от методики расчета. В схеме Госстата больший вес имеет непродовольственная составляющая, продукты питания — меньше половины расходов населения. Инфляция рассчитывается на все товары и услуги, а люди видят совсем другое, говоря: «Да не может такого быть, цены на молочные продукты, мясо выросли почти вдвое, а Госстат «пишет» инфляцию в 20%!»

— Но ведь сложно не верить собственным глазам…

— Да, в бюджетах большинства украинских семей расходы на продукты питания превышают 50%. В 2013 году было 52%, в 2014, думаю, будет еще больше. Но Госстат ориентируется на национальные счета, а там структура немного иная. Методология – спорный вопрос, мы это постоянно обсуждаем. В любом случае, даже если брать структуру расходов домохозяйств, а не ориентироваться на национальные счета – все равно у нас складывается ложное представление об инфляции. Ведь продукты питания мы покупаем ежедневно, а бытовую химию, одежду, обувь, технику далеко не так часто.

— Похоже, используется методика, представляющая действительность в более «радужном» свете». Видимо, поэтому и не совпали ваши прогнозы с реальностью Госстата?

— Об этом очень сложно судить. Пересчитывать по другой методике самим – просто нереально.

— Насколько «ударила» по кошелькам украинцев ситуация с задержкой зарплат, отменой многих льгот, налогообложением пенсий, повышением цен на продукты и «коммуналку», ростом стоимости транспорта? Насколько мы стали беднее за истекший год?

— Первые реальные сведения будут только в конце марта – апреле, когда будут оценены 9 месяцев 2014 года. Пока данные за первое полугодие 2014 года ни о чем не говорят. Все так же, как было в 2013.

— Если говорить о перспективе: что ожидает украинцев в ближайшем будущем?

— Безусловно, пострадают самые бедные категории населения. У них уже нет никаких резервов, и брать их неоткуда, бюджет максимально урезан. Если проблемы в стране затянутся дольше, чем на год, самые бедные могут погрузиться в ситуацию 90-х, когда некоторым приходилось просто выживать. А у людей среднего достатка возрастет уязвимость. Например, если кто-то заболевал в семье, раньше это никого не пугало, было достаточно средств на проведение хирургической операции, а также для того, чтобы прожить на доходы, заработанные, пока основной кормилец болеет. Сейчас для представителей прослойки среднего класса повышен риск уязвимости. Когда все хорошо, они более-менее сводят «концы с концами». Но при минимальном воздействии повышается вероятность стать бедными. Однако, все эти утверждения справедливы, если кризис затянется лишь на год. В 2015 году серьезно пострадают только малоимущие.

— И каков их процент в нашей стране?

— От 10% до 20% населения.

— Что ждет Украину в противном случае?

— Если в 2016-2017 гг. ситуация не будет улучшаться, появятся другие, более печальные тенденции. В первую очередь на эти процессы повлияет проблема повышения тарифов. 2015 станет «годом тарифов на ЖКХ». Если все повышение «сольют» на 2015 год, не разделив на 2015-2016 гг, ситуация будет очень нехорошей. Огромный процент семей в таком случае теоретически попадает в программу субсидий. При этом придется искать баланс, что выгоднее: администрировать такое количество участников социальной программы, или, все же, «дотировать» тарифы, чтобы их не повышать. Если эта «золотая середина» не будет найдена, а действия государства будут резкими и непродуманными, в разы возрастают риски и для населения, и для страны в целом.

Читайте также по теме