На фоне «замороженных» зарплат, а также снятия 15% от сумм пенсий с работающих пенсионеров, рост цен и тарифов вызывает вопрос: «Как выжить?». Как рядовому украинцу прокормиться на «очень среднюю» зарплату в 2,5-3 тыс. грн., если после повышения тарифов плата за газ и тепло начнет съедать «львиную долю» семейного бюджета? На эту тему корреспондент ГолосUA побеседовала с заведующей отделом исследования уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАНУ Людмилой Черенько.
-Людмила, экономисты утверждают, что 2015 год станет для Украины наиболее тяжелым. Насколько это верно?
—В минувшем году прогнозировалось, что наиболее тяжелой станет осень 2014 года, вероятность экономической катастрофы в это время будет очень высока. А уже в 2015 году появится шанс выхода из этого «пике». Но все сместилось во времени. Если осень мы прошли условно неплохо, в начале 2015 года начался настоящий экономический кризис.
—Согласно программе сотрудничества с МВФ, в 2015 году тарифы на газ для населения повысят на 280%, на тепло – на 66%. Осилят ли люди такой рост тарифов? Спасут ли положение обещанные субсидии?
-Мы рассматривали все варианты повышения тарифов, делали расчеты, от «нулевого» варианта до самого плохого. Согласно этим расчетам, практически каждое второе домохозяйство могло стать получателем субсидий, а, возможно — и большее их количество.
-Справится ли с такой нагрузкой госбюджет, в связи с ростом количества нуждающихся в субсидиях людей?
-Пока об этом сложно сказать. Ведь массового обращения за субсидиями сейчас не наблюдается. Минсоцполитики сейчас проводит активную работу по их «популяризации», рассылает людям вместе с платежками бланки для заполнения на их получение. Активизация информационной кампании помогает людям узнать, имеют ли они право на субсидию. Это немного смягчит ситуацию с повышением тарифов. К тому же, время для повышения тарифов выбрано довольно правильно. Ведь самое страшное, когда их поднимают в самом начале отопительного сезона, и люди внезапно сталкиваются с новыми цифрами. Лучше производить повышение тарифов постепенно, начиная с мая, тогда появляется временной лаг, с мая по октябрь, чтобы «раскрутить» систему субсидирования.
— Можно ли предсказать, кто обратится за субсидиями?
-Система субсидирования, действующая с 1 октября, немного лучше, чем та, которая существовала с 1996 года. Она больше нацелена на «бедный контингент». Сейчас получение субсидии зависит, фактически, только от доходов. Можно зайти на сайт Минсоцполитики и по простой формуле рассчитать, положена ли она вам. А прежняя система была, в основном, сориентирована на среднюю по доходам прослойку населения. Надеюсь, что украинскую систему предоставления субсидий и далее будут реформировать.
-Официально в Украине уже более миллиона внутренних переселенцев. Эти люди, в подавляющем большинстве, относятся к категории малообеспеченных…
-Данных по переселенцам очень мало. По нашим прикидкам, в зоне боевых действий или в непосредственной близости от нее находилось около 6 миллионов людей, имеющих основания куда-либо переехать. Но финансово такая возможность была у всего около 2 миллионов человек, да и то — с помощью волонтеров или родственников. Только это количество переселенцев обладало средствами, позволяющими «перебиться» на новом месте в течение хотя бы первых двух месяцев после переезда.
-Реально ли для переселенцев найти работу, чтобы прокормить себя и семьи?
-Это – очень тяжелая проблема, ведь рынок труда Украины постоянно сужается. И, к сожалению, на протяжении ближайших месяцев, до лета, эта тенденция будет активнее всего проявляться в Киеве. Ведь под сокращение попадает большое количество сотрудников министерств и ведомств, кризис «задевает» бизнес, вынуждая закрывать предприятия. Да и в регионах ситуация не улучшается. В условиях падения экономики, для создания рабочих мест, так сказать, искусственным путем, нужны специально выделенные на эти цели государственные средства. Их в бюджете, как известно, нет.
-Где в 2015 году будет легче выжить – в городе или в деревне?
-В целом, в городах люди живут финансово лучше, чем в сельской местности. Но кризис в 2009-2010 гг, в первую очередь, ударил по небольшим городам, и только потом задел села. Сейчас же кризис «перебросился» на большие города. Мы можем снова оказаться в ситуации конца 90-хх, когда между городом и деревней, в плане обеспечения финансами, наблюдался некий «паритет». Село даже находилось в более выигрышном положении, из-за возможности самообеспечения продуктами.
-В начале нашего разговора вы сказали, что настоящий экономический кризис люди ощутили лишь в начале 2015 года. От чего будет зависеть уровень обнищания населения на протяжении года?
— Побороть надвигающуюся бедность помог бы экономический прорыв.Если экономика все-таки хоть как-то заработает, показатели снижения уровня жизни и роста бедности будут временными. И уже в следующем году они возвратятся «на исходные позиции». Последние события показали, что между падением экономики и наступлением тотальной бедности – очень короткий временной лаг. Уже в 2008-2009 году стало ясно, что этот промежуток составляет максимум полгода, сейчас – еще меньше. Но будем надеяться, что это правило действует как негативном, так и позитивном смысле. И, как только экономика начнет расти, быстро повысится и уровень благосостояния населения. Одно можно сказать определенно: настоящий голод в Украине невозможен. Он может быть только искусственным, организованным извне. Ведь практически у всех людей есть какие-то приусадебные участки или родственники в сельской местности, что позволит пережить безденежье. Это единственное, что дает надежду даже в столь трудные времена.