Л. Черенько: «В ближайшие 10 лет повышение уровня жизни пенсионеров маловероятно»

В настоящее время 70% украинских пенсионеров получают пенсии на уровне прожиточного минимума. Однако, как уверяют в Кабмине, уже с 1 октября они должны «сказочно» разбогатеть. Старики  получат прибавку к своему  пособию от 200 до 1000 грн. Между тем, не столь оптимистично настроены эксперты, считают, что только десятая часть пенсионеров получит большую «надбавку», остальные в лучшем случае ничего не потеряют. О нынешнем уровне жизни украинских пенсионеров  и перспективах совершенствования системы их социальной защиты корреспонденту ГолосUA рассказала завотделом исследования уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАН Украины Людмила Черенько.

— Людмила,  как бы вы охарактеризовали сегодняшний уровень жизни подавляющего большинства украинских пенсионеров?

— Безусловно, уровень жизни подавляющего большинства украинских пенсионеров оставляет желать лучшего. На официальном уровне признан тот факт, что 70% наших пенсионеров получают пенсию на уровне прожиточного минимума. Надо признать, что соотношение большинства пенсий к прожиточному минимуму всегда была, мягко  говоря, неприятным. Несколько лет назад  90% пенсионеров получали пенсию чуть выше минимальной, и только 10% имели более-менее адекватный для жизни выплаты. Но сегодня ситуация  хуже, несмотря на то, что в настоящий момент 30% пенсионеров получают пенсию гораздо выше минимальной. Ситуация сейчас хуже тем, что официальный прожиточный минимум отличается от фактического. Это самый неприятный момент. Если раньше все-таки фактический прожиточный минимум незначительно превышал официальный, то  сейчас превышает  в 1,8 раза. То есть, когда мы говорим, что 70% украинских пенсионеров  получают чуть больше прожиточного  минимума, то мы понимаем, что это ниже черты настоящего прожиточного минимума.

— Это ниже черты бедности?

— Безусловно. Если мы определяем черту  бедности на уровне фактического прожиточного минимума. Между тем параллель с  бедностью не совсем корректно проводить, потому что мы все-таки исследуем уровень жизни на уровне семьи: все зависит  от того, с кем живет пенсионер. Пенсионер с минимальной пенсией может жить с пенсионером, у которого более высокая пенсия. Такая семья вроде как не попадает  под классификацию «за чертой бедности». Пенсионеры могут жить с детьми, которые хорошо зарабатывают, и т.д. Это все индивидуально.

— На ваш взгляд, когда в нашей стране будет нормализована система социальной защиты в отношении людей пенсионного возраста?

— В ближайшие 10 лет это задача трудноразрешимая, поскольку у нас  сейчас наблюдается большая нагрузка на работающих людей из-за пенсионеров. Эта нагрузка просто ужасная. Если брать страну с более развитой экономикой и со значительно более высоким ВВП, то и в  этом случае такая нагрузка является критической. В нашей же ситуации, с  нашим ВВП и с нашими экономическими проблемами это  вопрос сложный, и понятно, что это решение  может затянуться на  десятилетия.

— Если сравнивать уровень благосостояния пенсионеров в Украине и странах ЕС, то  нельзя не заметить существенной разницы в уровне доходов тех и других. Например, европейские старики могут не только выживать на свои пенсии, но и путешествовать по миру…

— Не всегда. В ЕС люди, которые не копят себе на пенсию и  работают, например, в государственном секторе особо путешествовать  не будут. Безусловно, по сравнению с  украинскими пенсиями, там выплаты гораздо выше.  Но там и стандарты жизни другие. Понятие относительной бедности, которое используется в Евросоюзе, сосредоточено на том, что людей меряют, бедные они или не бедные, в соответствии со стандартами этой страны.  То есть, болгар с французами сравнивать не будут. Если же сравнивать с  нашим пенсионером, то, безусловно, в странах ЕС пенсионеры чувствуют себя гораздо лучше, чем украинские. Однако сказать, что эти выплаты пенсионерам в странах Евросоюза позволяют действительно ни о чем не думать в плане материальных проблем и круглый год  путешествовать — это глубокое заблуждение. Повторюсь, для это нужен другой источник доходов, кроме пенсии.

— Все относительно, в каждой стране есть свой стандарт…

— Безусловно. Если мы говорим о понятии абсолютной бедности, то даже здесь ООН  делит  мир на сектора.  Для Африки это одна черта бедности, для Карибского бассейна – другая, для Восточной Европы —  третья.  Это разные черты бедности, и они  существенно  отличаются. Но понятие «за чертой  бедности» означает совершенно очевидные вещи – это когда человек голодает, не может  найти себе теплую одежду,  не может отапливать жилище,  не может позволить себе достаточное количество  чистой  воды. Когда пытаются все это облечь в какие-то критерии, то здесь появляется масса условностей. Если мы берем абсолютную бедность, то, сравнивая бедную страну и  богатую, видим, что масштабы  абсолютной бедности в разы выше в бедной стране, чем в богатой.

— По каким критериям считается уровень абсолютной бедности в Украине?

— В Украине, когда берут критерий «5 долларов», то эти доллары используют по курсу Национального банка.  На самом деле все страны, включая страны СНГ — Россию, Казахстан, Беларусь и далее по списку – критерий  «5 долларов» берут не по курсу своего Центробанка, а по паритету покупательной способности.  Есть разные паритеты. Мы берем для определения уровня бедности паритеты Мирового банка. В этом случае курс отличается от курса НБУ. И по этому методу у нас маленькие масштабы бедности – порядка 2% всего населения. Повторю, что это критерий ООН, а 5 долларов рассчитывается не по курсу НБУ, а  по паритету покупательной способности. Он рассчитывается, исходя  из того, сколько за один доллар можно купить в США и сколько за одну гривну можно купить  в Украине.  При расчетах берется больше 600 с лишним разных товарных позиций и раз в 10 лет по этой сложной методологии  просчитываются паритеты для валют более чем 100 стран  мира.  Каждый год просто индексируется на их индекс потребительских цен.  Индексы берутся и национальные, и Мирового банка. Мы берем украинский индекс потребительских цен и  фиксируем его. Потом Мировой банк вывешивает для сравнения свои индексы. 

-По последним данным,  сколько в Украине сейчас людей живет за чертой бедности?

— В Украине, если  мы берем фактический прожиточный минимум, то у нас 58% населения  живет  за чертой бедности. Однако по методологии ООН, как говорилось выше, цифры совсем иные.  

Читайте также по теме