Л. Довганик: «Заробитчанам на родине нужны государственные программы поддержки»

Украинские заробитчане, порой, возвращаются домой, в семью, и оказывается, что их ожидания и возможности реализовать свой потенциал дома не всегда совпадают с украинской реальностью. Это влечет за собой стресс, разочарование. Причины для возврата бывают разные – то ли утрата трудоспособности и невозможность зарабатывать в чужой стране, то ли желание создать бизнес в Украине или житейские обстоятельства.  Во всех этих случаях заробитчане нуждаются в целевых программах поддержки, которых на сегодня в стране мало, и если что-то и делается, то за средства общественных активистов, а не государства. Об этом в интервью ГолосUA рассказала  руководитель ОО «Агентства развития предпринимательства женщин и молодежи» во Львове Леся Довганик.

— Леся, в разговоре вы упоминали о случаях, когда заробитчане возвращаются домой из-за рубежа, но не могут тут адаптироваться. Это тенденция?

— Я не говорю, что это массово. Бывает, пока жена возвращается с заработков за рубежом, муж к этому времени уже завел другую семью. Бывает, что люди травмируются и в Украину приезжают потому, что дальше за рубежом после травмы работать не могут.

И довольно распространенная проблема, когда семья уже привыкла к помощи родственников-заробитчан, из-за рубежа стабильно из месяца в месяц поступают деньги, а тут получается, что эти поступления прекращаются и нужно еще и тратить на лечение родственника, который вернулся домой.

— Получают ли заробитчане пенсии за рубежом?

— Бывает, что украинские заробитчане получают пенсии и в стране, где они получили право на проживание, и в Украине. Но сейчас меняются условия относительно начисления пенсии в странах ЕС. Например, новые правила пенсионных начислений в Италии начали действовать с 1 января 2012 года. Закон регламентирует возраст и условия выхода на пенсию.

Есть случаи, когда люди получают пенсию и в стране проживания, и в Украине. Но каждый случай надо отдельно исследовать. И бывает такое, что люди уже работают 15-20 лет, имеют право получить постоянное место жительства, а потом уже легализуются. И когда отработают определенное количество лет, то имеют право на получение необходимой пенсии.

— Что делать людям, которые за рубежом столкнулись с неразрешимой для них проблемой?

— У меня есть партнерская общественная организация «Женщины Востока», которая работает в Неаполе, а я работаю во Львове, мы вместе помогаем людям, которые обращаются за помощью. Организацию возглавляет  украинка, Наталья Маделик, она работает с юристами, социальными службами, профсоюзами и когда к ней за помощью обращаются заробитчане по вопросам, требующим решения в Украине, я ищу способы помочь их решить. Так мы совместно в силу возможностей помогаем заробитчанам и их семьям находить выход из житейских проблем.

— Леся, по вашим наблюдениям, заробитчанам в Украине после возвращения некомфортно?

— По-разному, но в большинстве случаев, — да. Прожив 10, 15, 20 лет за рубежом, люди возвращаются домой и видят: поменялись социальные стандарты, ценности, стиль жизни, и иногда сложно адаптироваться к тому, что теперь в Украине.

Люди возвращаются в совсем другие условия. Посмотрите, как наши люди пенсионного возраста постоянно вспоминают, как было раньше: сколько стоил газ и колбаса. А сейчас жизнь изменилась, цены изменилась и людям сложно адаптироваться. И было бы хорошо на уровне государства создать программы поддержки заробитчан, которые хотят вернуться на родину.

В Украине есть общественные организации, которые работают в этом направлении – по миграции, по предупреждению торговли людьми и так далее. Есть грантовые программы, которые на это ориентированы, но и для государства это должно быть одним из приоритетов при разработке стратегии и планов развития. 

— А что заставляет людей возвращаться домой?

— Есть разные причины. Бывает, что мама едет на заработки, потому что ребенок поступил в вуз. Так было 10, 15 лет назад и нужно было как-то оплачивать обучение. Но проходит время, и женщины возвращаются в семью. А есть те, кто приезжает в Украину, побудет три месяца — полгода, и снова уезжает на заработки. Хотя вроде бы и нет нужды, потому что в семье и так уже достаточно средств. А есть украинцы, которые возвращаются в Украину потому, что чувствуют, что тут можно открыть бизнес.

Одни мои знакомые 12 лет работали в Польше, приехали и создали торговую сеть в Украине. Отдельно был на заработках муж, отдельно жена, там начали встречаться и переехали в Украину открыли тут бизнес.

А были те украинцы, которые уже имели в Украине бизнес, но думали, что за рубежом заработают больше – поехали в Португалию или в Испанию. Они смогли за 5 лет выучить испанский язык, нашли партнеров, вернулись в Украину и открыли производство.

— То есть бывает, что в Украину возвращаются не только из-за грустных обстоятельств?

— Да, есть и хорошие. Обычно это люди в возрасте 40 лет, у каждого своя мотивация. Они получили практический опыт, заработали стартовый капитал, и увидели новые возможности для ведения бизнеса в Украине.

Во Львове мы встречались с мужчиной, который был в Италии на заработках. Там была программа, на открытие бизнеса с условием, что человек откроет этот бизнес в Украине. И мужчина сказал, что получил хорошие навыки по строительству, там написал бизнес-план, ему дали стартовые деньги, он купил оборудование и приехал во Львов и ведет предпринимательскую деятельность – в частности, отделочные работы с использованием итальянской плитки.

Сейчас мы работаем над тем, что у нас уже есть Соглашение об Ассоциации с ЕС, мы можем интегрироваться в европейские рынки, и  нужно  сделать так, чтобы опыт заробитчан транслировать в Украину. Использовать их опыт, привлекать их заработанные деньги, в первую очередь, для открытия бизнеса в Украине их детьми,  обучать навыкам ведения бизнеса. 

На сегодня в Украине есть грантовая программа «Erasmus для молодых предпринимателей» Это  программа ЕС, способствующая обмену опытом предпринимательства и управления. Люди могут поехать за рубеж на стажировку, поработать на предприятии от 1 до 6 месяцев, познакомиться с передовыми технологиями, системой управления, с возможностями открытия совместного бизнеса, получить европейский практический опыт.

Читайте также по теме