Л. Гридковец: «Страх перед дефицитом и даже голодом можно преодолеть, заботясь о других»

И сейчас у некоторых наших пожилых сограждан в кладовках или на антресолях пылится «неприкосновенный запас» мыла, туалетной бумаги, соли и спичек. Эти «мини-склады» –последствия тотального дефицита конца минувшего века, тогда же и накопленные. Аналитики утверждают, что в ближайшие месяцы в Украине могут наблюдаться перебои с некоторыми товарами. О том, как справиться со страхом возникновения дефицита и другими стрессовыми факторами будней, корреспондент ГолосUA расспросила психолога Людмилу Гридковец.

— Людмила, какова природа возникновения страха перед возможным дефицитом?

— Парадокс, но именно заключения экспертов о том, что дефицит вскоре появится, и являются очень опасными в этом отношении. Они активизируют у людей так называемый «базовый страх».

— Раскройте, пожалуйста, смысл этого понятия…

— Базовый страх – это воплощение «коллективного несознательного». Поскольку наш народ проходил этапы голода, у нас развился страх перед недоеданием. Он проявляется в виде различных психологических реакций. В частности, как только люди слышат информацию о возможной опасности, тут же просто «автоматически» начинают скупать продукты.

Такое проявление страха касается четырех поколений, родившихся после голода. Именно эти люди начинают все сметать с полок магазинов. Пятое поколение на подобное, скажем так, уже не сориентировано. Поэтому опасен не сам факт исчезновения товаров — достаточно одной постановки вопроса о том, что это может произойти. Мгновенно увеличивается ажиотаж, растет спрос, усугубляя возникающий дефицит.

— Кто наиболее подвержен стрессам, связанным с дефицитом, безденежьем, возможной потерей работы?

— Психологически страдают больше всего те, кто никаким образом не был включен в события, происходящие в стране. Ведь у них отсутствует понимание целостности процессов, или — присутствует только фрагментарное. Они видят деструктив, не понимая — для чего это все? И сравнивают с тем, как было раньше.

Если человек был включен в события, для него происходящее – целостная структура, имеющая причинно-следственные связи, определенную этапность, у него намного больше резервов, чтобы преодолевать трудности.

В «группе риска» и психически больные люди, имевшие ранее латентные проявления того или иного заболевания. При обострении ситуации их болезни активизируются.

— Какие особенности личности делают человека слабее во времена «социальных бурь»?

— Мы говорим и об определенных деструктивных моделях поведения. Они закладывались на протяжении многих поколений. Пример – базовое недоверие к людям. Если эта черта прослеживалась у многих предков, при экстремальных ситуациях она становится крайне патологической. К таким «передающимся по наследству» чертам характера зависит и страх перед жизнью, а также страх смерти. И у таких людей чаще возникают обострения психоневротических состояний.

— Что можно посоветовать людям, которые, не выдерживая давления, психологически «срываются»? Как им «переключиться»?

— Существует базовый механизм, позволяющий очень быстро «переключиться» с фактора потребления. Нужно перестать накапливать для себя и начать отдавать другим. То есть, если боишься, что придется голодать, нужно накормить других. И происходит компенсация. Например, когда человек что-то приносит беженцам, кормит их, заботится о бездомных. Дает им что-то, пусть элементарное, тот же хлеб или какие-то бутерброды, посильно. При этом у него самого появляется психологический резерв для выживания в сложных ситуациях.

— Насколько вырос уровень пограничных психологических состояний в Украине за последнее время?

— Конечно, уровень психологических проблем и психиатрической патологии в масштабах страны увеличивается. Это связано с АТО, с появлением беженцев. Люди не могут адаптироваться к бедам и сложностям жизни. У многих и в дальнейшем будет проявляться посттравматический синдром.

— А как это коснулось жителей «мирных» областей?

— Коснулось непосредственно, ведь даже просмотр телевизора для нестойкой психики является деструктивным фактором. Человек, следящий за событиями с помощью телекартинки, нередко больше подвержен стрессу, чем непосредственные участники событий. У находящихся в зоне ведения боевых действий людей есть возможность спрятаться или адаптироваться. А те, кто смотрит телевизор и «включен» эмоционально, ничего в происходящем не могут изменить. Но «западают» в эти события психологически намного более.

Поэтому совет для чувствительных, уязвимых людей: если они не могут обойтись без новостей, на каждую негативную информацию нужно обязательно отвечать физическим позитивным действием.

— Каким именно?

— Можно, например, убрать в доме или квартире – дать, таким образом, выход негативным эмоциям. К слову, в давние времена, когда женщины ссорились с мужьями, начинали выбивать ковры. Это – своеобразная эмоциональная разрядка.

Читайте также по теме