Инна Гончарук
14:03 08/10/2013

Л.Гридковец: «Своей агрессией ребенок показывает истинную картину родительских отношений»

Современные дети и подростки существенно отличаются от своих сверстников из советского прошлого. Телевизор, компьютер, Интернет, вечно занятые родители сделали свое дело. Сейчас у подрастающего поколения совсем другие приоритеты в жизни, они по-другому проводят свое время, по-другому общаются со сверстниками и взрослыми… О психическом здоровье современных детей и подростков ГолосUA узнавал у кандидата психологических наук Людмилы Гридковец.
— Людмила Михайловна, наверное, одной из самых болезненных проблем, с которой сталкиваются современные родители, это зависимость от всемирной паутины их детей. Как ни крути, но в современном мире без компьютера и Интернета не обойтись. Как в такой ситуации можно проконтролировать ребенка и не допустить зависимости?
Не все дети имеют зависимость от Интернета, при том, что почти все пользуются Интернетом. Возникает вопрос: почему у одних возникает зависимость, а у других — нет. У детей, которые склонны к зависимости, существует механизм для бегства в виртуальную реальность, то есть, это деструктивная социализационная модель, сформировавшаяся в семье в течение нескольких поколений. Она бессознательно передается из поколения в поколение и может быть как активизирована, так и не активизирована. Если, например, в семье ребенок остается вне пространства позитивного взаимодействия с родителями, переживая травматические ситуации, он активизирует деструктивные модели. По результатам наших исследований, около 30 % зависимых детей на самом деле откатывают сценарий третьего-четвертого поколения на побег из реальности, Это могло быть связано с голодомором, репрессиями, когда мужчины не имели возможности защитить свою семью. Тогда единственный способ пережить беду можно было по принципу: я этого не вижу, я не могу на это смотреть. Эта модель позволила выжить в тех конкретных условиях. Но сформированная социализационная модель оказалась деструктивной для последующих поколений, которые бессознательно перебрали это, как систему мышления, сценарный элемент. В нашем обществе нет репрессий, голодомора, но механизм бегства до сих пор присутствует.
— Что именно может запустить этот генетический механизм бегства в ребенка?
Возникает кризисный этап в жизни ребенка, и он не может сам справиться. Тогда у него включается деструктивная на данном этапе социализационная программа, которая и формирует фактор бегства. Такой ребенок, если начинает пользоваться Интернетом, очень легко входит в зависимость от него.
— Какие еще факторы могут развить зависимость у ребенка?
Нельзя забывать о социальных условиях, в которых растет ребенок. Семья является базовым фактором формирования жизненного сценария ребенка. Речь идет о тех сценариях, которые предаются и с которыми взаимодействует ребенок, и о тех, которые связаны с личностным выбором ребенка. Например, один ребенок, столкнувшись с деструктивной ситуацией, принимает ее по принципу «я никому не нужен», с чувством неполноценности, то есть, этот ребенок проживает свою жизнь с чувством неполноценности. Другой ребенок, наоборот, говорит: «Боже, спасибо тебе за то, что я вообще мог родиться». Оба случая — это личностный выбор, который формируется в семье.
— Какие грубые ошибки чаще всего допускают родители при воспитании детей?
Воспитание ребенка должно формироваться, в первую очередь, на чувстве благодарности. Проблема современного общества и современных семей заключается в том, что они не понимают, что такое чувство благодарности. Без благодарности любое воспитание, образование, просвещение ничего не дают. Когда человек не благодарен за что-то, он не может правильно распоряжаться, обесценивает то, что получил. Ребенок, который получил много благ в семье, зачастую не ценит этого. Почему? Да потому что отец не ценит мать, а мать не ценит отца. Даже в той семье, где, на первый взгляд, все хорошо и благополучно, но при этом родители находятся в состоянии «тихой» войны, ребенок отражает родителям их состояние свое агрессией. И это не потому, что они такие плохие, просто ребенок проявляет истинную картину родительских отношений. Очень важно, чтобы эти вещи родители знали еще до того, как у них появился этот ребенок. Необходимо, чтобы они понимали, что ребенок будет счастлив в той семье, где счастливые родители.
— Почему происходят деформации в семье, которые приводят к войне между родителями, что, в свою очередь, сказывается на психическом здоровье детей?
В первую очередь, это нарушение функций женщин и мужчин, когда происходит подмена понятий: женщина с доминирующей мужской функцией, а мужчина — с доминирующей женской функцией. Безусловно, это имеет исторические предусловия, которые привели к такой деформации. Один из базовых аспектов – война, когда один мужчина на село появлялся, и женщина готова была носить его руках, делать все сама, демонстрируя, что у нее есть муж. Дети, которые росли в этой среде, видели модель деформированных женско-мужских отношений. Современное общество нам пропагандирует модели гендерного равенства, так называемую унисекс-модель, которая, на самом деле, является деформационной. Если нет стержня женственности или мужественности, человек очень легко переходит в любой лагерь, и у него нет глобального понимания взаимодействия, как женщины, так и мужчины.
— Как это может отразиться на ребенке?
В таких семьях мама говорит, что папа ни на что не способен, и берет на себя функции мужчины, сама все делает. Мужчина, в свою очередь, не возмущается, мол, не надо, ну и пусть. Таким образом, женщина не только принимает на себя мужские функции, она лишает мужчину шанса выполнить его функцию. Сейчас очень распространен фактор инфантилизма. В первую очередь его запускает мама еще в полуторагодовалом возрасте ребенка, когда тот переживает кризис самости, хочет что-то сам сделать, а мама не дает. Таким образом, она подавляет в ребенка мотивационную сферу к деятельности, что формирует инфантильность. Ребенок живет по принципу потребления, созерцания, в него нет мотивации для активности, инициативности. Далее это усугубляется тем, что с годами у мамы возникают претензии к ребенку, мол, ты ничего не помогаешь мне. Ребенок ничего не понимает: до этого все было хорошо, а теперь все не так. Ребенок входит в состояние агрессии и в семье возникает противостояние. В результате усиливается конфликт между родителями и детьми. Мы получаем новый виток деформации отношений между родителями и детьми, между мужчиной и женщиной, где заложником является ребенок.
Нужно готовить мужчину и женщину, чтобы они брали ответственность друг за друга и за своих детей. Чтобы они умели сами становиться счастливыми и давали возможность становиться счастливыми своим детям. Базовые принципы — это благодарность и деятельность. Родители, лишая детей деятельности, по сути, деформируют все жизненное пространство ребенка.

Читайте также по теме