Л. Гридковец: «В критические моменты украинцы ведут себя нетипично»

В связи с происходящим в Украине неудивительно, что нервы у многих напряжены до предела. Это проявляется в приступах паники, охватившей некоторых людей. О ее причинах, а также о палитре психологических реакций в обществе корреспондент ГолосUA расспросила психолога Людмилу Гридковец.
-Людмила, почему пару дней назад у людей возникла паника?
-Сейчас паники уже нет. И, честно говоря, не было такой страшной паники, какая могла бы быть.
-Почему же возникли эти кризисные проявления, когда люди начали скупать продукты, забирать деньги из банков и так далее?
-В ситуациях, которая развивается в Украине, у людей обычно возникают панические реакции. Причем люди очень часто не совсем отдают себе отчет в том, что они делают. Возникают разного рода кризисные проявления.
В то же время, насколько я наблюдала, в Киеве таких проявлений не было. Даже в транспорте люди очень по-доброму обговаривали события на Майдане, в большинстве своем эти разговоры имели очень позитивную направленность.
Честно говоря, Украина оказалась абсолютно нетипичной в своих реакциях на происходящие события.
-Вы сказали, что кризисные психологические проявления могли быть намного большими. Что вы имеете в виду?
-Когда происходят разного рода массовые акции, у большинства населения разных стран включаются разного рода «первобытные инстинкты», уступающие моральным, этическим принципам. Начинается мародерство, грабежи.
В то же время украинское пространство самоорганизовывалось. И это как раз является нестандартным для подобных ситуаций.
-Чем это можно объяснить?
-В первую очередь, сама украинская нация, украинцы не являются агрессивными по базовой своей природе. Они обычно сориентированы на защиту своих территорий, а не на нападение, мы не государство-агрессор. Украинцы, даже попадая на чужие территории, действуют по принципу «нацарствую сто гривен и убегу». Мы никогда не посягали на базовую собственность других народов.
Это, с одной стороны, ментальные проявления. В то же время, достаточно силен религиозный фактор. Он особенно «включается» в критических ситуациях. Даже там, где религиозность в обыденных ситуациях достаточно условна, во время кризиса украинцы склонны возвращаться к первичной религиозности.
-Почему возникла паника пару дней назад?
-Здесь срабатывает так называемый фактор «коллективного подсознательного». Поскольку украинцы пережили в своей истории много потрясений, войн, когда появляется угроза выживания, они в первую очередь начинают закупать продукты, бензин — то, что обеспечит выживание в травматических условиях.
Обычно такой феномен продолжается до четырех поколений.
-То есть, где-то на наших детях это должно закончиться?
-Если не будет новых потрясений, нового «подтверждения».
-Что можно посоветовать людям, которые не могут справиться с паникой?
-Если человек склонен к разного рода паническим состояниям, нельзя в этот период все время смотреть телевизор или постоянно сидеть в интернете, выискивая негативную информацию, новости. Ведь человек в состоянии паники неадекватно воспринимает информацию, с более негативной окраской.
В то же время, при просмотре информации надо задавать вопросы не по типу «что же это делается, какая катастрофа», а спрашивать себя — «что я лично могу сделать, чтобы было лучше». Это заставляет двигаться, действовать. Как только человек начинает что-то делать, у него исчезают панические атаки. Тут и фактор собственной значимости проявляется, причастности, видения перспективы. Соответственно, это дает позитивную перспективу для движения на будущее.
Кроме этого, как показывает практика, в таких случаях очень хорошо посмотреть, есть ли разлад в своем сердце, в своей семье. И извиниться перед своими близкими, перед всеми теми, с кем не помирился, где устроил войну в своей жизни. Это — очень хороший повод. И человек, который идет таким путем, более открыт для конструктива, лучше прорабатывает свои эмоции, создает ситуацию внутреннего мира.
-Это, опять-таки, христианские ценности…
-Согласна.

Читайте также по теме