Денис Гонтарь
12:23 27/11/2012

Л. Косаковский: «Только избранный киевлянами мэр может предлагать новый Генплан столицы»

Сегодня в Киеве сложилась такая ситуация, что город живет, по сути, без мэра. Столицей управляет глава городской администрации, которого назначил Президент. О том, насколько успешно нынешним властям Киева удается справляться с проблемами и развивать столицу ГолосUA решил поинтересоваться у бывшего городского головы Киева Леонида Косаковского. Его в 1993 году руководить столицей назначил тогдашний Президент Леонид Кравчук. Впрочем, уже через год г-н Косаковский выиграл выборы председателя Киевсовета — первые в истории Киева прямые и всеобщие выборы руководителя города…
«ГОРОЖАНЕ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОШИБКУ…»
— Леонид Григорьевич, вначале лета должность мэра Киева покинул Леонид Черновецкий и столица уже полгода живет без городского головы. По вашему мнению, когда нужно назначать выборы мэра?
Чем быстрее, тем лучше. Иногда можно слышать, мол, какие выборы, избрали ведь киевляне дважды Черновецкого. Да, ошиблись. Но это — их право. Надо дать им возможность исправить эту ошибку. А избирателям, чтобы впоследствии никому не пенять за холодные батареи и мусор во дворах, надо понимать, что они выбирают руководителя города, которого смогут переизбрать лишь через пять лет. Таковы законы демократии.
— А когда же все-таки должны состояться выборы мэра Киева?
Киев должен был пойти на выборы, как и все города, еще в 2010 году. Ведь решение Конституционного суда от 4 июня 2009 года, который определил, что избранные на внеочередных выборах городские головы и депутаты местных советов имеют полный срок конституционных полномочий, принималось после внеочередных выборов в Киеве 2008 года, и обратной силы не имеет. Это же понятно. Но в 2010 году власть посчитала, что еще не готова к выборам. И использовав неправомерно данное решение суда, взяла паузу, чтобы вновь назначенный глава администрации успел проявить себя. Но эта отсрочка не пошла им на пользу. После недавних выборов в парламент стало понятно, как киевляне эту власть оценивают. При таких обстоятельствах шансы выиграть выборы мэра Киева у представителя власти сегодня мизерны. Поэтому раскладываются очередные пасьянсы. Рискну предположить, что если выиграет кандидат не от власти, все сохранится так, как сейчас. Реальная власть останется у главы администрации. Городскому же голове в лучшем случае доверят вести сессии горсовета. В случае же, когда победит на выборах тот, кто устраивает власть, должности городского головы и главы администрации снова совместят.
«ПРЕЗИДЕНТ И РАНЬШЕ МОГ НАЗНАЧАТЬ ГЛАВУ ГОРАДМИНИСТРАЦИИ»
— А как вы относитесь к тому, что в 2010 году парламент проголосовал за поправки к Закону «О столице Украины — городе-герое Киеве», после чего Президент может сам назначать главу Киевской городской госадминистрации?
Такое право у Президента было всегда. Это — конституционное положение. Мало кто знает историю принятия «Закона о столице». В нем никогда не было совмещения должностей городского головы и главы администрации. Тот закон, который действует сейчас, — сфабрикован. В 1999 году мы поддержали совсем другой текст. Например, депутаты проголосовали за возможность создания Киевсоветом собственного исполкома — в подписанном тексте Закона исполнительным органом совета удивительным образом стала госадминистрация, народные избранники приняли решение, что государственная администрация города финансируется за счет государственного бюджета, — в действующем Законе она уже переведена на городской бюджет, на одном из этапов рассмотрения законопроекта решили ликвидировать районные государственные администрации — в опубликованном тексте Закона это положение исчезло и т.д. Регламентный комитет по запросам депутатов затем вынес решение, что в закон действительно внесены поправки, за которые депутаты не голосовали. Но в итоге, под влиянием Банковой, дело спустили на тормозах, и все так и осталось. А совмещение должности городского головы и главы администрации — это результат политической практики времен Кучмы, и не более того, подкрепленное затем, в 2003-м, весьма спорным решением Конституционного суда.
— То есть, согласно тому закону, который действовал до 2010 года, Президент мог сам назначать главу Киевской горадминистрации?
Конечно. Вопрос в другом — в законе не прописаны полномочия городской администрации. Это — законодательный провал. Вот тут-то законодатель и должен был расставить все точки над «і», а он этого не сделал. Есть и коллизия назначения заместителей главы администрации, заложенная в статье 16 закона. Я вносил законопроекты, чтобы вернуть положения, проголосованные нами в 1999 году, а затем подмененные на этапе подписания. Предлагалось, чтобы Киевский городской голова имел достаточные полномочия, Киевсовет мог бы избирать собственный исполком, а городская администрация стала бы контрольно-наблюдательным органом. Но поддержки они не нашли. В итоге сейчас у нас назначенный глава госадминистрации фактически перебрал на себя всю власть в Киеве, которой он законами не наделен.
КРЕДИТЫ НА АВТОБУСЫ-ТРОЛЛЕЙБУСЫ – НЕ ВЫХОД
— Когда вы были руководителем столицы, обновлялся парк общественного транспорта. Сейчас Попов за кредитные деньги покупает автобусы-троллейбусы. Это выход из положения, учитывая, что рано или поздно все эти деньги все равно придется отдавать?
Да, мы закупили много автобусов и троллейбусов, а также запчастей для существующего транспорта.
— Это делалось за кредитные деньги?
Нет. К кредитным ресурсам я относился очень осторожно. Шли на это только в случае крайней необходимости. Муниципальный займ 1995 года, несколько кредитов, пошли на строительство жилья и метро.
— А найти сейчас средства можно?
Безусловно. Надо только уметь их рационально использовать. Давайте прикинем. Сейчас бюджет Киева вместе с субвенциями около 3 миллиардов долларов. Для удобства сравнения возьмем эту денежную единицу. У нас по расходной части после всех изъятий (они доходили до 40%) оставалось 41 трлн крб (в районе 230 млн долларов) . Разницу ощущаете? Тогдашний бюджет города был в 13 раз меньше нынешнего. Но при таких скромных возможностях мы строили, например, больше садиков и школ. В прошлом году власть отрапортовала, что в Киеве введено 1,5 миллиона кв. м жилья. А сколько квартир получили очередники? Всего 1627. В свое время мы ежемесячно столько квартир очередникам отдавали. Нужно искать возможность зарабатывать средства, а сегодня в Киеве почти все строится за счет государства и кредитов. Мне никто не давал денег, потому что у государства их просто не было. Более того, просили у нас. Например, на строительство жилья для военнослужащих в Севастополе. Только в 1995 году за полгода мы вручили ордера на квартиры 50 семьям наших моряков. Мемориал в Быковне мы в 1995 году открыли, выполнив все работы за счет денег города. Столица тогда зарабатывала 180,5 триллионов карбованцев. 96 с лишним триллионов вывозилось наличными на выплату зарплат и пенсий в областях. Киев дотировал другие регионы. Приняв город в 1993 году в катастрофическом состоянии, мы не только вырвали его из жесточайшего кризиса, но и вывели на ведущие позиции по большинству показателей в Украине. Нам бы тогда такие возможности, как теперь. Мы же прорывались за счет исключительно управленческих решений и концентрации усилий на ключевых проблемах, выискивая новые способы привлечения дополнительных средств.
«ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ГЕНПЛАНУ — ЭТО ПРОФАНАЦИЯ»
—Складывается ситуация, что почти каждый руководитель города делает Генплан под себя. Вот сейчас подготовили еще один Генплан до 2025 года. Как может развиваться город, если практически каждые пять лет создается новый план застройки?
Нынешняя власть не имеет морального права принимать новый Генплан, учитывая результаты последних выборов. Я год проработал, после чего мы предложили план преобразования города, за который фактически и проголосовали на выборах в 1994-м горожане, оценив и результаты нашей деятельности. И только спустя четыре месяца после этого, серьезно подготовившись, нами была в ноябре 1994-го предложена программа развития Киева. А кто сейчас давал на это мандат киевской власти?
— Но Попов уверяет, что по Генплану прошли общественные слушания…
В советские времена также проходили такие отрежиссированные обсуждения. Цену им все знают. Власть должна быть легитимной, то есть признаваться законной, и представлять интересы киевлян. Идите на выборы, и если люди вас поддержат, тогда, пожалуйста, предлагайте Генплан, который является судьбоносным документом для города. Да и Генплан, который подготовлен, подразумевает застройку Киева в существующих границах, то есть, наступление на жизненное пространство киевлян. Это — стратегическая ошибка. Зеленые зоны, наверное, на крышах домов появятся.
— Заводы хотят переносить…
Да. Получится такой себе город банкиров и официантов — до 83% населения предлагают занять в сфере финансов и обслуживания. Это уничтожение Киева, который исторически был экономическим, промышленным, научно-образовательным, культурным и духовным центром. Я бы взял пример Большого Парижа, проект которого сейчас реализуется. В самой столице Франции 2 миллиона жителей, в Большом Париже — 12 миллионов. Соответствующий закон принят французским парламентом в 2010 году. Французы не стала перекраивать границы Парижа и прилегающих к нему 7 департаментов региона Иль-де-Франс. Упор делается на создание новой транспортной инфраструктуры, которая объединит столицу и окрестности, свяжет богатые западные пригороды и бедные восточные, создаст десятки тысяч рабочих мест и новые точки экономического роста, снизит нагрузку на центр.
Точно также наш город нужно развивать в рамках Киевской агломерации. Как минимум, это — Киевская, Житомирская, Черкасская и Черниговская области, и собственно Киев, которые имеют много общих проблем. Суммарно около 8 млн жителей. Это мы еще запланировали в 1994 году в своей программе развития столицы, начали делать первые шаги в этом направлении, но затем эта тема была следующими властями забыта. Инициатором мог бы, по примеру своего французского коллеги, стать Президент, внеся специальный законопроект о проекте Киевской агломерации.
«У ГОРОДСКОЙ ВЛАСТИ ДОСТАТОЧНО РЫЧАГОВ ВЛИЯНИЯ»
— Недавно снова были перебои с подачей газа на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 из-за чего многие киевляне сидели в холодных квартирах. Но людей ведь не интересуют все эти проблемы с разницей в тарифах и прочим. Киевляне платят за коммуналку и хотят получить нормальные услуги. Как это решить?
Безусловно, столичным жителям безразлична управленческая кухня. Им важно, чтобы батареи были не едва теплые, как сейчас, а из крана бежала горячая вода, а не условно такая.
Сегодня проблема в том, что никто не знает, что такое «Киевэнерго». Да, называется фамилия, с которой эта структура связана, но все остальное покрыто туманом. Постоянно нам говорят о каких-то миллиардах гривен, которые кто-то кому-то должен. Но это потолочные цифры. Во-первых, никто не знает, как формируется тариф на тепло и горячую воду, это — тайна за семью печатями. Потом якобы возникает какая-то разница в тарифах, которую государство должно покрыть. И это притом, что киевляне исправно платят за коммунальные услуги.
— Но чиновники утверждают, что деньги на покрытие разницы в тарифах есть, просто нужно время, чтобы «провести» эти средства в нужные структуры…
Ну, тогда, значит, некоторые люди сидят не на своих местах. Если есть чиновник горадминистрации, который упустил данный момент, это — оценка его работы. Такую проблему он должен решать с утра до ночи, не выходить из нужных кабинетов, но люди должны быть с теплом в квартирах. Подчеркну, у Киевсовета и администрации достаточно полномочий, чтобы повлиять и на «Киевэнерго», и в целом на ситуацию в городе. Вдумайтесь, на Андреевском спуске снесли историческое здание, а городские чиновники вроде бы не знали об этом. Уничтожают завод «Арсенал» — руководители столицы молчат, как в рот воды набрали, хотя, по «Закону о столице» тут без них нельзя обойтись: они согласовывают вопрос о создании, перепрофилировании или ликвидации предприятий и организаций общегосударственного значения, расположенных на территории Киева.
И я не я, и хата не моя — это не позиция. У городской власти есть масса инструментов: от административных до чисто рыночных, чтобы держать под контролем и управлять процессами в городе. С их помощью можно любого совершенно законно поставить на место и заставить работать в интересах киевлян.

Читайте также по теме