О том, что будет с ценами на горючее и когда прекратится рост цен на автогаз, рассказал ГолосUA эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.
— Чего ждать от цен на топливо осенью?
— Все будет зависеть от внешней конъюнктуры. Если внешний рынок вырастит на 5-6%, то Минэкономики даст добро на рост цен на бензин на 1,5-2%. В свою очередь внутренний рынок отреагируют ростом на 0,5%. Только премиальные сети ставят цены от Минэкономики, однако их 14% от общего количества АЗС. Остальной рынок – это средний ценовой сегмент и лоукостеры, поэтому средняя цена по рынку у нас ниже, чем рекомендует Минэкономики.
Если взять последний календарный месяц, то в Европе бензин подорожал на 25%, дизель — на 33%, а в Украине цена в рознице снизилась на 40 копеек на бензин и 30 копеек – на дизель. Поэтому прогнозировать цены на топливном рынке сложно. Но у нас может произойти так называемое отложенное подорожание топлива. Не исключен следующий вариант: в Европе цена снизится, а у — повысится, ведь стоимость тут определяется по предыдущему периоду.
Как бы то ни было, цена нефтепродуктов будет по-прежнему зависеть от котировок на внешнем рынке и курса валют. Но нужно учитывать, что в Украине обозначается спад потребления топлива, что сможет повлиять на ценообразование в сторону уменьшения.
— С чем связан спад потребления топлива в Украине?
— Отпуска закончились, и народ пересаживается на городской транспорт. Также заканчиваются работы по уборке урожая. Поэтому спрос на бензин с октября начнет падать. Как правило, с декабря по конец февраля наступает депрессивный период, так называемый «мертвый сезон», когда украинцы минимум потребляют топлива. Думаю, что в этот период многие сети перейдут в убыточный режим работы.
— Сколько будет стоить литр бензина до конца месяца?
— Цены будут стабильны. Возможны несущественные колебания на несколько копеек, но это не касается сетей премиального сегмента. Если вы их клиент, то, скорее всего, стоит готовиться к росту цен, так как Минэкономики регулярно пересматривает цены в сторону повышения. В целом ведомство сегодня работает в режиме маркетингового отела у сетей АЗС премиального класса, устанавливая им цену. Остальные же АЗС будут работать и выставлять цены, отталкиваясь от спроса. На сегодняшний день средняя цена за литр бензина по рынку составляет 29,87 гривны и если она повысится на несколько копеек, то не повлияет на экономику.
— Какие факторы определяют рост цен на АЗС?
— На цены на топлива могут повлиять несколько факторов. Один из них – мировая пандемия. Если вакцинация будет успешной, то экономика не будет падать и на топливо будет хороший спрос. Если же осенью введут локдаун, то ситуация будет другая. Также нужно учитывать ситуацию на валютном рынке. Девальвация гривны может дестабилизировать топливный рынок. Еще один фактор – изменение цен на внешнем рынке. Однако украинский рынок не будет синхронно реагировать на изменение внешних цен. На АЗС всегда есть недельный или двухнедельный запас топлива, который был приобретен по предыдущим ценам.
— Летом 2021 года в СМИ гуляла информация о том, что Украине грозит дефицит топлива.
— Действительно, летом закрыли трубу с дешевым дизелем, поэтому такие слухи были. Однако рынок у нас очень живучий. Во-первых, это связано с высокой конкуренцией, а во–вторых, рынок у нас дифференцированный.
Хочу подчеркнуть, что дефицита топлива точно не будет. Беларусь не перестанет нам поставлять нефтепродукты, потому что этот экспорт важная часть наполнения ее бюджета. Украина для Беларуси является важным и «удобным» рынком. До границы всего лишь 30 километров, поэтому стоимость логистики достаточно низкая.
Более того, к нам прибывают танкеры с дизельным топливом, бензином и сжиженным газом. Также не нужно забывать, что «проснулся» украинский производитель: компания «Укртатнафта» занимает уже 23% рынка.
— Что будет с ценами на автогаз?
— С автогазом ситуация сложнее. В РФ были проблемы с производителями, поэтому цена на него точно не упадет. В целом стоимость автогаза превысила экономические и целесообразные пределы. 17,5 гривен за литр — это за гранью, при этом никаких предпосылок для снижения пока нет. Это, помимо прочего, связано с тем, что у нас по стране недостаточно газовых станций. Бензин или дизтопливо можно хранить в цистерне, а сжиженный газ в специальных условиях.