Л. Косянчук: «Для подорожания бензина нет экономических предпосылок»

Украинские АЗС подняли цены на автогаз, бензин и дизельное топливо. Стоимость увеличилась на 50 копеек. ГолосUA решил разобраться, с чем это связано и ждать ли дальнейшего скачка цен до конца года, расспросив об этом эксперта рынка нефтепродуктов Леонида Косянчука.

— Леонид, с чем связано подорожание автогаза?

— Автогаз — это низко маржинальный продукт. Подорожание произошло из-за того, что у нас не развита сеть. Есть момент монополизации рынка. Все, кто хранит сжиженный газ, могут самостоятельно регулировать свою доходность. На данный момент автогаз востребован, и нет проблем с его реализацией.

— Почему вслед за автогазом подорожал бензин?

— Что касается бензина, то это произошло в некоторых сетях АЗС по внутренним причинам. Возможно, кто-то из них купил оптом топливо на ценовом пике, отчего происходит ситуативное повышение цен. Экономических причин для подорожания нет. Напротив, многие автозаправки ценники не повышали и работают по системе лояльности, предоставляя постоянным клиентам скидки в 1-3 гривен за литр. В целом цены на бензин зависят от внешнего рынка и курса доллара. Внутренний производитель формирует цены по импортному паритету или отталкивается от европейского рынка. Напомню, цены на нефтепродукты на внутреннем и мировом рынках в октябре не менялась.

  — Подорожает ли автогаз и бензин до конца года?

—  Стоимость автозага будет зависеть от того, как закончится дело с законопроектами по выравниванию акцизного сбора. На данный момент очень мало предпосылок для его подорожания. Как только на автогаз снизится спрос, сразу же и упадут цены. А пока есть спрос — они держатся. Что касается цен на бензин, то они выровняются. Рост цен возможен, если НБУ подложит свинью в виде обвала гривны. К сожалению, рынок достаточно быстро и болезненно реагирует на изменение курса гривны. По-другому дело обстоит, когда растут цены на нефтепродукты на внешних рынках. Тут есть определенная задержка. Проходит порядка двух недель, когда рынок отреагирует на эти процессы. На данный момент внешний рынок стабильный, поэтому не вижу предпосылок для роста цен на бензин до конца года. Однако прогнозировать действия НБУ очень сложно.

— Как рост курса доллара влиять на ценники АЗС?

— Плюс 67 копеек на литре. То есть, если курс национальной валюты проседает на одну гривну, то литр бензина дорожает на 67 копеек. Это не означает, что все АЗС моментально повысят цены. Просто появляются экономические предпосылки для подорожания. Кто и насколько в таком случае повышает стоимость бензина индивидуально по каждой сети. Как показывает практика, если мы цену повышаем на 20 копеек на литр, то, соответственно, продажи падают приблизительно на 20%. Владельцы АЗС не заинтересованы «играться» с ценами.  Очень сложно «приручить» потребителя к своей сети и очень легок его потерять.

— Может ли рост цен на бензин на фоне экономического кризиса обвалить продажи на АЗС?

— Нет. Как показывает практика, украинский рынок работает очень интересно. Сколько бы ни стоил бензин, народ все равно продолжает его покупать и ездить на личном авто. Даже в кризис люди не пересаживаются на общественный транспорт. Поэтому, несмотря на коронавирус и экономический кризис, украинцы не стали меньше покупать бензина.

Читайте также по теме