Л. Косянчук: «Обвал гривны вызовет дефицит бензина и может привести к закрытию АЗС»

По сообщениям западных информагентств, мировые цены на нефть снижаются за счет сильного доллара и большого объема добычи сланцевой нефти в США. Так, во вторник 11 ноября цена нефти марки Brent уменьшилась до четырехлетнего минимума, а с конца июня мировые цены на нефть упали уже на 30%. Несмотря на это, цены на бензин в Украине демонстрируют либо пугающий автовладельцев рост, либо, в лучшем случае, временно «замирают» до очередного скачка. С чем связано подорожание бензина и дизтоплива на наших заправках, а также, каких цен можно ожидать в ближайшем будущем, корреспондент ГолосUA расспросила президента Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука.

— Леонид, почему в Украине бензин дорожает, несмотря на снижение цен на нефть?

— И далее будет дорожать. Ведь нефть «падает» на 3-4 доллара за баррель, а доллар в последние дни подорожал на 2,99 грн. До 5 ноября, например, цена на А-95 была в среднем 15,79 грн. по Украине. Она рассчитывалась, исходя из фактического курса 13,30, по которому мы могли бы приобрести хотя бы часть валюты. А уже по состоянию на 10 ноября доллар мы покупали по 16,20. Поэтому — сегодня на розничные цены на топливо влияет именно показатель стоимости гривны, по которой мы и продаем нефтепродукты.

— Какая при этом наблюдается зависимость?

— Если нацвалюта дешевеет, а доллар «поднимается» на 1 гривну, это совершенно точно означает, что цены на бензин поднимутся через какое-то время на ту же гривну за литр.

— Это можно считать своеобразной «формулой»?

— Да. Может быть 2-3 копейки «плюс-минус», но это уже не принципиально. Поэтому, как бы не падала цена на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке, откуда мы их импортируем, именно показатель стоимости нашей валюты, по которому идет реализация, дает очень мощный толчок ценообразованию. Например, мы купили тысячу тонн бензина по курсу 13,30 и продали его по 15,79. В течение примерно 20 дней мы собираем за него выручку. С полученной гривной идем в банк и покупаем доллар уже по 16,20. За эти уже по новому курсу приобретенные доллары мы не в состоянии купить такое же количество топлива, которое продали. И имеем вполне конкретные убытки – на каждом долларе 2,99 грн.

— Поэтому можно уже не спрашивать о прогнозе цен на топливо?

— Если бы это было временно, вот такие скачки курса – было бы еще полбеды. Но в случае, если такая тенденция сохраняется на протяжении недели, это уже наносит очень серьезный удар по цене топлива. Однако это – еще не вся проблема. Главная сложность появилась у нас с момента введения индикативного курса Нацбанка и никуда не девается.

— Что вы имеете в виду?

— На сегодняшнем (12 ноября – ред.) аукционе было продано всего 5 млн. долл. валюты. А это – сумма, которая нужна ежедневно одному из операторов рынка, настолько мощному, как ОККО, например. 6-8 млн долл в день – его потребность в валюте. Но всем совокупно продали 5 млн.! Мы же всеми правдами и неправдами выискиваем какие-то пути покупки валюты, и даже не по тому курсу, который демонстрирует Нацбанк, а по высшей цене, по прямым договоренностям с экспортерами.

Усиливает влияние курса валюты на цену топлива и тот факт, что налоги на него – 198 евро на каждую тонну – насчитываются в гривне, но — по курсу евро. То есть, чем больше падает стоимость гривны, тем больше идет этой же гривны на налоги. А это именно тот налог, который платит конечный потребитель.

Поэтому если кто-то мне ответит, каким будет средний курс нацвалюты по отношению к доллару на следующей неделе, я смогу предсказать, что именно вы увидите на АЗС. Но пока такого не происходит, и прогнозировать что-либо очень сложно.

— Бизнес стал убыточен?

— Операторы рынка сегодня работают на покрытие предыдущих потерь. Мы не закладываем в цену процент прибыли, лишь пробуем компенсировать убытки. Более дешевый ресурс появляется на международном рынке, но мы его не в состоянии купить в достаточном количестве, потому что не в состоянии приобрести доллары по нормальному курсу.

Поэтому сегодня, лишь благодаря гражданской позиции операторов рынка, а также тому, что в их интересах хоть как-то дальше работать, они и выискивают любые мыслимые и немыслимые методы покупки валюты, чтобы не «осушить» рынок, не довести до дефицита топлива.

— А что, такой дефицит возможен в данной ситуации?

— Этот дефицит «дамокловым мечем» висит над нами примерно четыре недели. Уже можно увидеть на заправках, например, «Укрнафты», внутреннего производителя, А-95 по безналичному расчету, только по талонам. То есть, дефицит уже ощущается. Сегодня этот дефицит чувствуют операторы, но пока еще – не потребители. Мы прикладываем огромные усилия, чтобы не начать закрывать АЗС.

— Правительство в курсе ваших проблем?

— На наши обращения лично к премьеру, к главе Нацбанка с предупреждением и с описанием последствий политики НБУ, мы даже не получили ответа. Очевидно, этих ответов просто нет. Правительство и Нацбанк должны были бы различать потребности в валюте для закупки дорогих аксессуаров, автомобилей, мебели, элитных импортных напитков и нужды в долларах для наполнения рынка нефтепродуктами. Ведь они являются «кровью» экономики! Но если не будет нефтепродуктов, остановится все, от военной техники в зоне АТО, железной дороги до последнего автомобиля.

Государству, видимо, нужно было бы как-то вмешаться в то, кому продается валюта. Сегодня существует три приоритета. Это – нефтепродукты, энергоносители и лекарства, а также военное снаряжение. Все остальное может подождать до весны. В случае, если на главные нужды у нас валюты не будет, мы перестанем быть государством. Не будет, чем воевать, остановится промышленность, не из чего будет платить налоги, при отсутствии лекарств – все мы будем болеть. Но — это никого не касается, все заняты своими проблемами. Народ выживает, правительство делит портфели.

Читайте также по теме