Юлий Мятлик
07:00 16/10/2018

Л. Косянчук: «Потребители не в силах повлиять на цены нефтепродуктов»

Первая неделя октября подпортила настроение украинским водителям: за пять дней топливо на заправках подорожало на гривну. Так, по данным консалтинговой группы «А-95», средняя стоимость бензина А-95 поднялась с 32,08 грн/л до 33,03 грн/л. Максимальные ценники оказались еще выше. Например, в некоторых сетях АЗС литр А-95 стоит 35,49 грн. Почему происходят такие резкие скачки на ценовом рынке нефтепродуктов в Украине, ГолосUA решил узнать у экс-президента «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука.

— В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к подорожанию топлива на заправках Украины. С чем это связано и чего можно ожидать к концу года?

— В первую очередь это связано с тем, что растет нефтяной рынок и упал курс гривны. Надо четко понимать, что в розничной цене на топливо присутствует валютная зависимость на 90%. Это означает то, что если гривна теряет 10 копеек на долларе, это означает, что 8 копеек на литре бензине появляется как экономическая предпосылка для справедливой цены.

А так как цена провалилась более чем на две гривны, то это порядка гривны 80, а с учетом неблагоприятных ожиданий от НБУ, от которого никто не ожидает приятных известий, стоит ожидать дальнейшего подорожания топлива. Кроме того, если в бюджете прописано около 30 гривен за доллар и Нацбанк нас к этому подведет, мы получим еще плюс две гривны в цене на бензин к тому, что уже есть, и тогда будем думать, интересны ли нам новые правила парковки или трамваю это все равно.

— Кроме топлива, подорожает и электричество?

— Мы должны четко понимать, что нефть и нефтепродукты – это кровь экономики, и как только они дорожают, дорожает все: от услуг парикмахера до тяжелого машиностроения. От этого никуда не деться, потому что транспортная составляющая, в той или иной степени, присутствует в любой компании.

—  Может ли действующий Президент накануне выборов что-то предпринять, чтобы снизить волну подорожания топлива?

— Давайте вместе обсудим, где у нас резервы для понижения цены. Сегодня порядка 50% стоимости заложено в розничной цене и 50% стоимости нефтепродуктов, неважно импортных или внутреннего производства. Потому что внутреннее производство так же формирует цены в такой же степени, как и по импорту.

То есть, если украинский завод производит 95-ый бензин, он не будет ставить цену ниже, чем такой же бензин зайдет по импорту, это четко отслеживается. Более 45% от цены являются налогами со стороны государства, на логистику, хранение, содержание сети остается 6%. Мы должны понимать, что розничная сеть является структурой, которая включает в себя хранение, доставку, содержание работников АЗС, оплату электроэнергии, тепла и т.д. То есть, чтобы обеспечить жизнедеятельность сети, тоже нужны деньги.

И где тут можно видеть резервы? Снизить в срочном порядке акцизы? Сомневаюсь, тем более они рассчитываются в евро, а не в гривне. В то время, как Минфин ставит план по сбору налогов в гривне,  Минфин аплодирует, когда НБУ понижает гривну, потому что таким образом он получает быстрее те премии, которыми нас всех удивляют. То есть резервов для понижения цен нет, рынок топлива не может работать себе в убыток, он и так работает на грани рентабельности.

Я всегда говорю, что если вас так сильно волнуют «сверхприбыли» операторов рынка, давайте я организую заинтересованным лицам  аренду двух-трех автозаправок. Все равно это будет недолго, в зависимости от того, где это заправка стоит, я могу вам сказать плюс-минус неделя, когда вы будете закладывать собственную квартиру, продавать машину и продавать дачу тестя. К сожалению, как бы нам всем не было противно – и потребителям , и операторам рынка, мы зависим от тех факторов, на которые мы не имеем никакого влияния.

На цены внешнего рынка мы повлиять не в состоянии, равно, как и на политику Национального банка, а те, кто может повлиять, — этого делать не будут, потому что для того, чтобы украсть что-то из бюджета, его надо наполнить. Хотя для справедливости надо отметить, что до 40% в бензиновой группе уже относится к внутреннему производству, и это радует.

— То есть, ничего позитивного для потребителей в этой тенденции нет?

— Для потребителя нет никакой разницы, свой это продукт или импортный. Потому что цены внутреннего производителя иногда выше импортного. Поэтому что-то прогнозировать здесь мы не можем. Я уже даже не говорю о том рыночном факторе, который регулирует рынок, это спрос-предложение, но он сегодня не задействован. Сегодня говорить о том, что цена на топливо экономически обоснована, мы не можем, можем только сказать, что она справедливая, несмотря на свою заоблачность.

Если средний европеец тратит на свой транспорт при ежедневном использовании от двух до 12% своей зарплаты, то у нас это более 60%, если брать среднюю зарплату по Украине.

Читайте также по теме