Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, руководитель центра Genius. People Леся Ковальчук рассказала в интервью ГолосUAо своем видении целесообразности обучения в школе украинскими детьми 12 лет, а также о том, как защитить первоклассников и подростков от стресса.
— На ваш взгляд, во сколько лет нужно отдавать ребенка в Украине в традиционную общеобразовательную школу? Ряд психологов отмечают, что до семи лет основной деятельностью для ребенка должна быть игра…
— Ведущей психической деятельностью у ребенка приблизительно до 7 лет действительно является игровая, а далее – учебная. Но у всех детей индивидуальные возрастные границы. Есть дети, которые раньше начинают активно интересоваться всем, проявлять стабильные стойкие навыки концентрации внимания. Но есть и те, кто и к 7 годам, не очень то готов к обучению. Рекомендую консультироваться с психологом, прежде чем записывать чадо в школу. Если 6-летнего ребенка с несозревшей психикой отправить в первый класс, то без развитого навыка обучения, из-за большой нагрузки, будет очень сложно ему и родителям. Придется бесконечно давить на ребенка в то время, как он будет хотеть развиваться в игре, а не учиться читать книжку.
— Но наверняка после введения 12-летнего образования детей начнут более часто отдавать в школу в шесть лет, чтобы они закончили ее в более раннем возрасте…Как вы относитесь к «12-летке»?
— Ключевой вопрос заключается в том, что система образования предложит на этот год. Если бы система образования, стиль работы преподавателей, методики пересматривались в ракурсе получения старшеклассниками знаний прикладного характера абсолютно по любому предмету, то ученики смогли бы дальше пользоваться этим в жизни. Мы живем в такое время, когда знания должны иметь практический характер. Наша же система образования очень хромает. Это видно в том числе по тому, что мы много чего знаем, но не понимаем, что с этим делать. Если знания не будут иметь прикладной характер, приближенный к выбираемой профессии, ученик не сможет этим пользоваться в жизни, а значит – проведет 12 год обучения зря. Он потеряет год жизни. Это будет время «протирания штанов». Есть вероятность, что дети будут уходить получать другое образование после 9-го класса.
— Одной из причин перехода на новую системув Минобразования называют «перегрузку учебных программ». Поэтому,насколько я понимаю, речь идет не о новых знаниях, а о том, чтобы изучать уже имеющуюся программу более длительное время…
— Тогда — бедные дети! Я не завидую им и не хотела бы оказаться на их месте, получив год дополнительного сидения в школе. Не вижу никакого смысла в подобном растягивании и не понимаю логику этого решения. Все зависит от качества обучения, и у нас к 11 году дети уже устают , буквально считая дни, когда закончат школу. Если мы перекладываем ответственность за конкретные знания на вузы, так зачем заставлять детей сидеть в школе еще один год? Когда человек понимает, что он не получает знания, приближенные к выбранной ему профессии, ему скучно и неинтересно. Учитывая невыстроенную систему образования, ученик может абсолютно потерять интерес к обучению. В Украине плохое качество школьного образования, а речь в кабинетах ведется не об этом, а о количестве лет. Именно качество должно быть пересмотрено, ведь то, что детей заставляют учить напамять и решать, в большинстве случаев им не нужно.
-Что будет с социальной адаптацией молодых людей, заканчивающих школу в 19 лет?
— С каждым произойдет что-то индивидуальное. Психологи узнают об этом, когда они придут к нам на прием, хотя и не каждый школьник придет. С кем-то ничего не произойдет в психологическом смысле, а с кем-то — что-то ужасное. Может произойти что-то незаметное, на первый взгляд, но то, что проявится чуть позже. Здесь имеет значение множество факторов, в том числе отношение к школе ребенка и родителей, а также отношение в школе к ребенку. Отмечу, что у подростков стремление общаться с референтной группой – важнее, чем учеба. И, если навык учиться не развит ранее, то школа будет заброшена еще лет в 12 из-за потребности общаться со сверстниками.
-Насколько часто среди ваших клиентов случаи, когда школа становится серьезным стрессом для ребенка уже с первых лет?
— Жизнь первоклассника очень меняется после того, как он идет в школу – начинается другой режим, а также появляется психоэмоциональная и физическая нагрузка. Но первоклассник очень ориентирован на родителя, и стрессом школа для него становится, когда она является им для мамы. Призываю мам первоклассников не перегибать палку в подготовке к школе, которую зачастую начинают задолго, нагнетая обстановку и готовя ребенка к чему-то страшному. Встречаю среди клиентов случаи, когда школу воспринимают, как ужасный кошмар со взятками, сложностями и нагрузкой. Все это говорится при ребенке. Понятно, что в таком случае он заработает стресс, если не психологическую травму. Рекомендую мамам взять себя в руки, остудить пыл и посмотреть на ситуацию проще. Из первого класса не стоит делать сверхзадачу, создавая в семье ажиотаж, суету, ожидание неприятностей. Первоклассника необходимо готовить по максимуму к позитиву от школы – новым друзьям, интересным учителям и знаниям, новым впечатлениям, внеклассным мероприятиям.
— Что вы можете сказать о том, с чем сталкивается 6-ти и 7-летний ребенок, приходя в школу?
— Считаю абсолютно неуместными нагрузки именно в первом классе, которые ложатся на плечи ребенка и родителей буквально на второй неделе обучения. Маленький человек еще хочет играть, отдыхать, быть любимым, а, когда он видит, что мама встревожена из-за домашнего задания по математике, где больше десяти задач, ему становится страшно. Он боится не выдержать, не оправдать мамины ожидания. Подчеркну, что у родителей на первом месте должно быть благополучие ребенка, а не его показатели, как ученика. Мамам необходимо вместе собираться и сообща не давать превращать детей в инвалидов с раннего детства. В школах часто перегибают палку, на первых порах стараясь предложить непомерный темп, чтобы выполнить программу . Задача родителей первоклассников- снижать этот темп, разговаривая непосредственно с учителем, и выбирать тот темп, который подходит ребенку.
— Как часто вы фиксируете в работе то, что родители неверно реагируют на первые проблемы детей в школе?
— В основном это непомерные ожидания и требования от них. Как только начинается учебный год, в моем центре выстраиваются в очередь мамы, которые жалуются, что дети не хотят учиться и делать домашние задания. Необходимо понимать, что их сыновья и дочери в этом случае как раз ведут себя естественно, но это не подходит школе и маме. Дети в 6 лет начинают сопротивляться давлению, которое на них оказывается, ведь не справляются с режимом, количеством уроков, присутствием множества других детей в классе, объемом информации. У детей много вариантов «выжить» в это время — не зря они заболевают или рассеивают внимание, а мамы повально жалуются, что ребенок не справляется с нагрузкой и приводят к психологу.
— Как родителям стоит реагировать на происходящее?
— Адаптация к школе может занять у ребенка и полгода и год, ведь это своеобразный выход из зоны комфорта. В это время родителям стоит поддерживать ребенка, разговаривать с ним. Стоит почаще спрашивать у ребенка, что ему хочется, а не говорить, что он должен хорошо учиться и складывать свои вещи. Отвечая вам, ваш сын или дочь будет выражать психологическую потребность, он будет делиться с вами. Его успехи и приобретения стоит сопровождать восхищением. Хорошо, когда ребенок рассказывает вам с восторгом, что, к примеру, узнал с какой скоростью плавает дельфин. В любом возрасте важно разговаривать с детьми – слушать их и слышать.
-А как вы рекомендуете семье решать конфликты с подростками?
— Если возникли конфликты с подростком, это означает, что ранее была нарушена коммуникации с ним. В таком случае необходимо разговаривать, а также привлекать к решению проблемам третьих лиц – родственников и психологов. Необходимо понимать, что переживает подросток на самом деле и какая психологическая потребность стоит за его демонстративным поведением либо хамскими словами.
— Психологи утверждают, что если ребенка критиковать и сравнивать в детстве, то и он привыкнет критиковать и сравнивать. В этом аспекте, как вы относитесь к системе оценивания школьников в Украине?
— Я говорю родителям: счастливый ребенок — ваш главный результат, а не сколько «улыбайчиков» ему наклеят в дневник или сколько поставят высоких оценок. В наших школах повсеместно пропагандируют и предлагают детям соперничество вместо сотрудничества. В Западной Европе детям не ставят оценки и ребята в одном классе не знают точно, на каком уровне находятся их одноклассники. У них учитель тестирует ребенка, чтобы определить, как ему дальше правильно преподавать, а не, что делать ребенку. Ученики по- разному воспринимают одну и ту же информацию, каждый развивается в своем темпе и может сделать рывок в обучении в любой момент. При этом отмечу, что с уровнем знаний на Западе точно все хорошо. А у нас с первого дня обучения в школе система оценивания выставляется как главный элемент и клеятся ярлыки «двоечник».
— В чем ключевая ошибка, содержащаяся в школьной системы образования в нашей стране, по вашему мнению?
— И школе, и родителям необходимо, прежде всего, создавать условия для развития ребенка, как благополучной личности. Чтобы ребенок научился пользоваться умом, он должен научиться пользоваться чувствами, уметь регулировать эмоциональные состояния. В украинских школах отсутствуют инструменты, чтобы научить его этому. Ему лишь развивают интеллект.
— Резюмируя, насколько по вашим наблюдениям обучение в традиционной для Украины школы отличается от обучения в альтернативной?
— В традиционной обычной школе многое из того, что требуется и дается детям, бесполезно, так как знания застарели и некачественны. Также происходят нарушения в их подаче, в коммуникациях между детьми и преподавателями, создании ситуации конкуренции с первого дня, психологического прессинга, «обязаловки» для всех, хотя дети очень разные. Иногда абсолютно неадекватна авторитарность и авторитетность преподавателя. Во многом наша система образования совершенно не отвечает запросу времени и уровню сознания детей. В альтернативных школах дети выглядят и чувствуют себя по-другому. При этом нельзя перекладывать ответственность за все на традиционную систему образования. Дети ориентированы на родителей, и отношение к школе у ребенка, а также отношение школы к нему, складывается из того, что позволили родители. Именно мать и отец, в первую очередь, несут ответственность перед Богом и жизнью за благополучие ребенка.