Л. Лисогор «Наиболее уязвимыми в категории безработных стали мужчины»

Война на Донбассе, политическая и экономическая нестабильность в Украине ударили по рынку труда. Люди опасаются сокращений, увольнений и невыплат зарплат, а некоторые, например, беженцы, и вовсе не трудоустроены. О том, что сейчас происходит с уровнем безработицы в стране, и о перспективах занятости населения ГолосUA рассказала заведующая отделом социальных проблем рынка труда Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины Лариса Лисогор.

— Насколько вырос уровень безработицы в Украине и почему?

— Безработица в Украине, по сравнению с теми странами, которые так же, как и мы сейчас, проходили кризисный период, не такая уж и высокая. Причин этому несколько. С одной стороны, работодатели не заинтересованы терять кадры и предпочитают их сохранить до лучших времен. С другой стороны, местные власти опасаются нарастания социальной напряженности и также стараются не допустить массовых увольнений. Потому мы отмечаем, что уровень безработицы за первое полугодие 2014 года составлял 8, 6%, по сравнению 7,6% за аналогичный период 2013 год. Естественно, в связи с экономической и политической нестабильностью в стране, некоторые предприятия либо приостановили деятельность, либо сократили объемы производства. Сложной остается ситуация с занятостью внутренне перемещенных жителей АР Крым, зоны проведения АТО в Донецкой и Луганской областях. Значительная часть трудоспособного населения этих регионов оставила свои рабочие места, и большинство пока еще не трудоустроилось. Проблемно также найти работу молодежи, людям предпенсионного возраста, женщинам с маленькими детьми. Эти категории населения всегда были слабо конкурентоспособными на рынке труда

— Как ведут себя трудоспособные граждане в условиях ужесточения конкуренции на рынке труда в период кризиса?

— Сейчас прослеживается тенденция повышения экономической активности женщин на рынке труда. Женщины в большинстве случаев соглашаются на любую работу, даже временную, понимая, что им нужно кормить семью. А вот мужчины, которые остались невостребованными из-за текущих событий в стране, достаточно часто не хотят соглашаться на нестатусные вакансии с небольшими зарплатами, подыскивая себе более хорошо оплачиваемую работу. Пожалуй, такова психология полов, приспособиться к сложившимся условиям нелегко, но женщины более гибкие в этом плане. Значительно изменилась и стратегия поведения молодежи на рынке труда. Если раньше выпускники вузов претендовали на вакансии с высоким уровнем зарплаты, в то время как необходимый для работодателя опыт у них отсутствовал, то сейчас сложилась другая картина. Студенты стараются проходить практику в тех организациях, где планируют работать, соглашаются на работу в качестве стажеров, некоторые из них переобучаются на различных курсах, чтобы впоследствии соответствовать той должности, на которую претендуют. Кроме того, работодатель молодому специалисту, несмотря на его способности, все равно будет платить меньшую зарплату, чем более опытному работнику. Да и тем работодателям, которые берут на работу выпускников вузов, а также людей старше 45 лет, государство предусматривает определенные льготы при оплате единого социального взноса. 

— Кто оказался наиболее уязвимым в категории безработных?

— Можно предположить, что скорей всего это ‒ мужчины. Украина до сих пор ‒ индустриально-аграрная страна, и значительная часть наемных рабочих занята в промышленности, в которой сконцентрирована большая часть рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Причем, согласно украинскому законодательству, занятость женщин на этих работах не разрешена. В то же время, в большинстве случаев работодатель при найме предпочитает мужчину женщине, которая может вскоре уйти в декрет. А человек со стажем, к примеру, токарь, фрезеровщик, привлекательней молодого специалиста, которого надо еще обучать. Так вот, потребность в мужчинах, которые работают на крупных предприятиях, а у нас значительная часть наемных рабочих занята именно там, падает. Потому что объемы производства стали меньше, чем раньше, а значит и такое количество рабочих, как было до начала военных действий, не требуется. Но мужчины в основном не готовы работать реализаторами за низкую зарплату, также они не хотят быть занятыми в сфере обслуживания – нестатусно, да и непривычно. Малый и средний бизнес у нас недостаточно развит: стимулы развития самозанятости слабые, коррупция и чрезмерная зарегулированность не позволяют работать в полную силу, а вакансий в государственных учреждениях не так уж много. Получается, что для мужчин перспективы занятости на данный момент достаточно размыты. Крупное промышленное производство в основном в Украине всегда стабильно обеспечивало нашим гражданам рабочие места. Но сейчас мы находимся в подвешенном состоянии и пока не ясно, какие сферы производства станут развиваться, а какие – сойдут на нет.

— Какие сферы приложения труда в Украине могут развиваться, а какие — угасать?

— В Украине сейчас происходит выбор модели развития. Постепенно происходит отход Украины от индустриальной модели: все более приоритетной становится сфера обслуживания. В последние годы на украинском рынке труда были востребованы продавцы, менеджеры, маркетологи, официанты, программисты, репетиторы и другие специалисты, которые оказывают услуги. И если раньше делался акцент на работников промышленности или аграрного сектора, то сейчас приоритеты могут несколько измениться. Потому что нужно понимать, что в глобализированном мире спросом будут пользоваться именно представители профессий, связанных со сферой обслуживания. Сейчас должна произойти инвентаризация наших ресурсов для того, чтобы понять, какие реальные конкурентные преимущества имеет наша экономика, какое качество рабочей силы, что может привлечь инвесторов. Нам нужно выбрать модель развития: инновационную, индустриально-аграрную или же аграрно-индустриальную. Но то, что сфера обслуживания в Украине сейчас занимает достаточно существенную нишу, нельзя не отметить. Украине нужно определиться, какую модель развития нужно выбрать, а после говорить о востребованных профессиях.

— Придут ли к нам инвесторы и чем мы можем их заинтересовать?

— Деньги любят тишину, пока же у нас идут бои и нет стабильности в стране, о каких-то инвесторах можно только мечтать. До тех пор, пока ведутся боевые действия на Донбассе, а в стране сохраняется политическая и экономическая нестабильность, пока отсутствуют эффективные структурные реформы, несовершенно антикоррупционное законодательство, никто деньги вкладывать в экономику Украины не станет. Мы прекрасно понимаем, что перспективы стабилизации ситуации в стране в ближайшее время достаточно проблематичны. Тем не менее, на примере Грузии видно, что когда там была примерно такая же обстановка, как и у нас, то туда все-таки инвестор пришел. Несмотря на аннексию части территории Грузии, были введены прозрачные правила игры для инвесторов, что позволило защитить их интересы, создать благоприятные условия ведения бизнеса, снизить уровень коррупции. Теперь Грузия занимает высокие рейтинги по инвестициям, хотя промышленный потенциал там достаточно ограничен. А у нас все-таки очень хороший индустриальный, аграрный, научный, трудовой потенциалы, которые можно успешно использовать.

— Чем наша ресурсная база выгодна инвесторам?

— Украина географически выгодно расположена, имеет достаточно привлекательную ресурсную базу для инвестора, в стране много квалифицированных рабочих, они, к тому же, стоят недорого, так как у нас невысокие зарплаты, по сравнению с европейским уровнем. Кроме того, граждане нашей страны довольно быстро адаптируются к переменам, легко переобучаются. Поэтому многие инвесторы рассматривают Украину как лакомый кусок, но они, когда придут, будут думать и определять – вот эта сфера деятельности перспективна, а эта – нет. Именно тогда и начнет формироваться реальный спрос на определенные профессии. А так как в Украине крупных инвесторов можно по пальцам перечесть, неизбежно нам нужны те, кто согласится вкладывать деньги извне. И производство, и сельское хозяйство, и сфера обслуживания могут быть вполне интересны. Опыт Польши, Чехии свидетельствует, что западные компании могут быть заинтересованы в открытии своих филиалов на территории Украины, или же заказывать у наших фирм производство определенной продукции или услуг. Но, опять же, до тех пор, пока наше правительство не проведет кардинальных реформ и тем самым не завоюет доверие иностранных инвесторов, то ни о каких хороших переменах в сфере экономики речь идти не может.

— Насколько возможно создать условия в стране для привлечения инвесторов?

— Украина сейчас находится между молотом и наковальней. Когда собственных ресурсов, грубо говоря, финансов для развития нет. И если мы не проведем антикоррупционные, судебные и другие реформы, то страна может стать банкротом. Поэтому выбор один: кушать захочешь – сделаешь.

—  Пока ситуация в стране не стабилизовалась, что делать людям, которые понимают, что теряют рабочее место или же их труд становится нерентабельным?

— Если человек понимает, что работа ему, по каким-либо причинам, становится невыгодной, или же есть риск пополнить ряды безработных, то нужно заранее подготовиться к переменам. Новое рабочее место лучше искать, не покидая старое, тем самым не теряешь стабильный доход, к которому привык. Но могу сказать, что сейчас предприятия и бюджетная сфера стараются удерживать свои кадры, но они стоят перед выбором оптимизации использования ресурсов. И, скорее всего, будут вынуждены сокращать издержки по выплате заработной платы, но это более приемлемый способ, чем сокращение кадров. Сейчас многие побаиваются социальных взрывов, и потому всеми способами постараются его предотвратить. В конце концов, зарегистрироваться в центре занятости как безработный ‒ тоже выход на какое-то время. Там можно получать пособия, переобучиться или же воспользоваться той базой вакансий, чтобы поскорей найти рабочее место с каким-то доходом, если он на данный момент очень необходим. Остальным, более предприимчивым, экономически активным гражданам, возможно, стоит задуматься о перспективах самозанятости. Работая на кого-то, сложно самореализоваться, потому что всегда найдутся какие-то ограничения.

— Какие есть перспективы для самозанятости на сегодня?

— Сейчас инициативы идут прямо непосредственно от людей. Обратите внимание на сильное волонтерское движение, которое возникло в Украине недавно. Мобилизация гражданского общества приводит не только к налаживанию коммуникаций между отдельными людьми, но и к установлению социальных связей. Объединение групп единомышленников, людей, объединенных единой целью, интересами, мировоззрением, может со временем привести к созданию так называемого «костяка» малого инновационного бизнеса. Могу отметить, что в волонтерство стали идти люди, которые ранее занимали достаточно высокие менеджерские позиции, имели опыт работы с людьми. Инициативная молодежь, приобретая опыт работы, общения, коммуникации, становится более конкурентоспособной на рынке труда. Там же, находя единомышленников, они формируют и группы, которые в дальнейшем могут стать какой-то фирмой или мини-производственным предприятием. Таким образом, они приобретают навыки управленческой деятельности, налаживают контакты с чиновниками, и мы наблюдаем за формированием в Украине некоего «инициативного пласта» общества. Ведь, как правило, в волонтеры часто идут экономически активные люди, а значит, не исключено, что и они и есть наши будущие работодатели.

Читайте также по теме