С началом осени малые граждане Украины идут в школу — чистую и с "евроремонтом" или же, наоборот, с потрескавшейся краской старых парт. Украинцы постарше займут места в студенческих аудиториях. Мнением о том, какие проблемы украинского образования будут влиять в новом учебном году на качество знаний школьников и студентов, поделилась с корреспондентом "ГолосUA" народный депутат, глава подкомитета по вопросам базового образования Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования и науки Леся Оробец.
— Госпожа Леся, по вашему мнению, какие проблемы в украинском образовании являются сейчас наиболее критическими?
— Я думаю, таких проблем является минимум две. Первая из них — критическое недофинансирование. Образование давно — и это не вопрос последнего года или последнего министра — давно, годами и десятилетиями недофинансируется. Копейки капают — по остаточному принципу. Традиционно, и последний бюджет является поэтому лишь подтверждением, финансируются так называемые "породистые" ведомства — министерство внутренних дел, прокуратура, но никак не образование, культура или медицина. Это первая глобальная проблема.
Если мы надеемся, что наших детей будут "нянчить" воспитательницы за 800 гривен в месяц или, что учителя, которые получают тысячу "с хвостиком", будут и впредь сеять доброе и вечное просто “за так", не имея источников к человеческому существованию, это — огромная иллюзия. Мы годами не можем вырваться из замкнутого круга: "почему бедный – потому что глупый, почему глупый — потому что бедный".
К сожалению, не менее печальная ситуация и в высшем образовании, где непрозрачные схемы распределения государственных средств направляют их в вуз по принципу лояльности к министру. Вместо того, чтобы финансировать тот десяток лучших и самых ценных вузов, которые бы действительно могли сдвинуть дело в высшем образовании и быть отмеченными в мировых рейтингах.
— Какова же вторая проблема?
— Она так же существует годами. Но, к сожалению, при последнем министре она обострилась просто "до крика". Это — вопрос некачественного администрирования. Ведь понятно, что, даже в условиях ограниченного ресурса, мудрые управленческие шаги — предсказуемые, понятные, прозрачные, мастерские административные меры могли бы изменить ситуацию к лучшему.
Неужели сложно раз и навсегда выписать правила поступления в ВУЗ не на уровне министерского приказа, которой можно менять ежегодно, а на уровне закона? Ведь за последние пару лет таких попыток было не менее трех. Тем самым — дать понять всем абитуриентам, к чему им готовиться, какими будут правила игры, что их ждет. Это легко можно сделать, тем более, что это не будет стоить государству ни копейки. Однако реализовать такой шаг сложно, поскольку это лишает министра механизмов и рычагов управления отраслью в ручном режиме. Хотя в долгосрочной перспективе это создает гражданам колоссальные проблемы, в том числе в сфере равного доступа к образованию, распределения социальных благ, отсутствия шанса на успешную карьеру в Украине. А следовательно — способствует массовому выезду молодых и талантливых людей за границу навсегда.
Увы, если с проблемой номер один все-таки можно что-то сделать, то проблема номер два, то есть, неудачное администрирование, постоянно и циклически себя воспроизводит. Забирая автономию в университетов, не давая возможностей и мотивации директорам школ распоряжаться средствами, которые поступают на счета учебных заведений, мы убиваем у хороших хозяев последнюю инициативу и мотивацию сделать свое дело стоящим и лучше. К сожалению, как и в любом бизнесе, плохое администрирование может свести на нет хорошее дело.
— Почему такое отношение власти к образованию? Возможно, нет заинтересованности в том, чтобы украинцы были образованными?
— Знаете, нация, которая думает на один год вперед — работает на урожай овощей. Нация, которая думает на десять лет вперед — сажает сады. А нация, которая думает на сто лет вперед — заботится о следующем поколении. К сожалению, те, кто сейчас у власти, не думают даже на десять лет вперед. Для меня очевидно, что каждая гривна, инвестированная в образование — это десятки и сотни гривен, полученных экономикой. Когда молодое поколение будет иметь адекватное практическое образование, которое будет давать возможность получать хорошие рабочие места и создавать бизнес и приумножать богатства нашего государства.
Однако из-за тех, кто имеет ключевое задание увеличить при власти собственное влияние и заработать средства, а не построить систему, которая будет работать десятилетиями, мы и имеем такой результат.
— Почти риторический вопрос, но — как это может измениться?
— Можно много говорить о философских категориях. Однако, если говорить очень простые вещи, главный вопрос — у кого, где и как именно учится лично ваш ребенок. Чем больше украинцы будут лично уделять внимания этому вопросу и чем меньше будут надеяться на то, что школа, университет, детский садик возьмут ответственность за детей, тем лучше будет результат. Не стоит надеяться, например, на то, что ваш ребенок свободно изучит иностранный язык в стенах собственной школы в условиях хронического недофинансирования образования — если вы сами не побеспокоитесь создать для этого соответствующие условия. Я даже не говорю об организации поездок за границу. Но хотя бы контролировать регулярность занятий и создать мотивацию — это то, что родители могут сделать уже сейчас.
Говоря глобально — чем больше и чаще мы будем требовать от чиновников разных уровней выполнения не просто обещаний, вроде "жить станет лучше уже сегодня", а конкретных — если обещали сто процентов учебников до первого сентября в школах — родителям несложно объединиться и проконтролировать будет ли это осуществлено. Ибо над учителями будут "нависать" райотделы образования, им не дадут вовремя сказать правду. А родителям все равно придется взять в руки кошелек и пойти на рынок, чтобы купить учебники, которых не хватает.
Моя теория — это теория "маленьких шагов". И в образовании, как нигде, ее можно применять. Нужно лишь найти конкретное место приложения усилий, чтобы добиться результата. А затем — закрепить этот результат, отвоевать и защищать его. Это единственное, что можно сегодня сделать. И не важно, будет распространяться этот результат только на вашего ребенка, или на весь класс, всю школу, весь район. В любом случае это гораздо лучше, чем рассказывать, что все плохо и ничего изменить нельзя. />