Министерство финансов Украины подготовило новый компромиссный вариант проекта налоговой реформы с учетом тех предложений от народных депутатов, которые соответствуют философии реформы, и которые возможно ввести без разбалансировки системы государственных финансов. Об этом говорится в сообщении главы Минфина Натальи Яресько в Facebook. "Ключевые новации этих предложений — введение ставокНДФЛ(налога на доходы физлиц — ред.) и налога на прибыль до 18% уже со следующего года, и до 17% — уже с 2017 года. Напомню, что мы также предлагаем кардинально снизить налогообложение зарплат, и уже в следующем году снизить ЕСВ (единый социальный налог — ред.) с около 41% до 20%. Также среди новшеств — введение переходного периода для перехода с/х бизнеса на общую систему налогообложения, а также целый ряд важных моментов в администрировании налогов", — говорится в сообщении. Яресько также отметила, что для того, чтобы дать бизнесу время адаптироваться к изменению правил, президент Петр Порошенко предлагает ввести в действие положения о ставках налогов с 1 января 2016 года, а часть по администрированию — с 1 апреля 2016 года. О том, как воспримут украинцы предлагаемый вариант налоговой реформы и как он повлияет на бизнес, корреспондент ГолосUA узнавала у экономиста Любомира Шавалюка.
— Любомир, как вы считаете, на большие ли уступки пошел Минфин, предложив компромиссный вариант налоговой реформы?
— В новом варианте есть и позитивные, и негативные моменты. Предыдущий вариант «все по двадцать» приводил к тому, что увеличивались ставки многих налогов. Но налоговая реформа должна облегчать давление, а не усиливать его, соответственно — компромиссный вариант Минфина лучше.
— Существенно ли лучше? Ведь эксперты утверждали, что результатом действия предыдущего варианта реформы может стать уход бизнеса в тень, а, зачастую, и прекращение работы…
— Ранее существовало два варианта налоговой реформы. Один из них был создан Комитетом Верховной Рады, там ставки были ниже. Налог на прибыль предлагалось установить на уровне 15%, а налог на доходы физлиц — вообще на уровне 10%. Но были велики риски, что бюджет из-за этого получит огромную «дыру».
В новом компромиссном варианте предполагается каким-то образом учесть точку зрения гражданского общества, а также — Комитета Верховной Рады. Достигнут своеобразный «общественный консенсус», с целью, чтобы люди почувствовали, что их услышали, и стали платить налоги по этой новой реформе. Ведь вариант «все по 20» предполагал, что правительство, как всегда, сделало все по-своему, никого не послушалось.
— Какие особенности предлагаемого Минфином нового проекта можно отметить?
— В новом варианте налоговой реформы есть два важных момента. Главное — при таких ставках мы становимся конкурентоспособными в регионе, среди стран Центральной и Восточной Европы. Ведь у нас будут, практически, лучшие ставки налогов среди соседей. То есть, повышаются шансы системно привлекать иностранный капитал, размещать иностранные инвестиции. Следствием может стать рост экономической активности.
-В чем «подводные камни» налоговой реформы? Ведь предлагается увеличить единый соцвзнос с 3,6%, которые сейчас платит работник, до 20%, оплачиваемых работодателем…
— Да, проблемы все же остаются. Я о готовности людей платить налоги. Существуют сложности в отношениях власти и бизнеса. Простой человек понимает, что государство никогда не было дружественно к нему, 25 лет зарабатывали лишь олигархи. Поэтому у украинцев имеется определенное негативное отношение к государству, и существует риск провала практически любой налоговой реформы: люди просто не станут платить. Чтобы новации были успешными, нужно это учитывать, а люди должны ощущать, что государство о них стало заботиться.
К тому же, украинцы ожидают от государства снижения его собственных расходов, например, на содержание чиновничьего аппарата, а также повышения их эффективности. У нас вокруг этого развернулась огромная дискуссия, к которой сначала не были готовы ни министр финансов, ни правительство.
Думаю, предугадать сейчас, будут ли люди платит налоги, достаточно сложно. Кто-то — да, если увидит, что государство повернулось к нему лицом. А кто-то до последнего будет работать в «серой зоне».
— Минфин в компромиссном проекте не захотел идти навстречу АПК-бизнесу, переводит его на общие основания налогообложения. Сейчас в Украине начинаются протесты среди сельхозпроизводителей. Что будет с ними?
— Если поступления от большей части секторов экономики снижаются, за это кто-то должен заплатить. В каком-то смысле, сельхозпроизводители становятся «крайними». Но они будут платить не больше других, хоть и выше того, что отчисляют сейчас. Однако, существует немало крупных агрохолдингов, неплохо минимизирующих налоги и зарабатывающих тоже очень неплохо. В то же время, сельхозпроизводители в результате этой реформы не должны утратить конкурентоспособность на мировом рынке.
— Проголосует ли Рада за новый вариант налоговой реформы?
— Если такой компромисс уже наработан, думаю, да. Шансы у него достаточно велики.
— Почему первым правительственным вариантом налоговой реформы стал проект «все по 20»?
— Насколько я понимаю, существуют две причины. Первая — традиционное украинское упрямство, заключающееся в том, что «мой вариант — лучше». Вторая причина — позиция МВФ, который очень жестко на этом настаивал. К сожалению, мы слишком сильно зависим от МВФ, чтобы легко пренебрегать его рекомендациями. Но МВФ выступает за стабилизационную состоятельность этой реформы. Поэтому, считаю, компромиссный вариант их удовлетворит — так как может улучшить макроэкономические показатели Украины в 2016г. И как только ВР примет Налоговый кодекс, думаю, последует заявление МВФ о выделении Украине очередного транша. кредита