Украина и Иран обсуждают возможность поставок нефти из Исламской Республики в Европу транзитом через Украину, а также переработку нефти на украинских предприятиях. Об этом заявил вице-премьер Украины Геннадий Зубко. "Мы диверсифицировать экспорт своей нефти и нефтепродуктов. Поэтому вопрос стоит и о возможности переработки иранской нефти на территории Украины, и возможности хранения сырой нефти в Украине, а потом диверсификация поставок в Европейский союз. Это интересное направление и мы отрабатываем эти возможности", – сказал Зубко. Он отметил, что хотя поставки иранской нефти в ЕС – это стратегический вопрос, в нем заинтересованы обе стороны. На территории Украины расположены шесть крупных НПЗ суммарной мощностью по первичной переработке 50,3 млн т нефтяного сырья в год. При этом в эксплуатации находятся пять предприятий мощностью 43,2 млн т в год (Херсонский НПЗ в 2006 году был остановлен на долгосрочную реконструкцию).О том, насколько этот проект осуществим, корреспондент ГолосUA узнавала у экономиста Любомира Шавалюка.
— Любомир, что даст транзит иранской нефти экономике Украины?
— Сейчас вся нефть очень упала в цене. Теоретически, иранская нефть может позволить нам перезапустить украинские нефтеперерабатывающие заводы. Мы импортируем готовые нефтепродукты из-за того, что собственная переработка не выгодна, очень дорогостоящая. Если иранская нефть будет дешевле средних цен на рынке, мы сможем запустить нефтеперерабатывающую отрасль на месте, у себя.
Но для того, чтобы оценить эту перспективу и выгоду, которую она принесет, нужно знать, цифры, параметры договоренностей. Пока же существуют только заявления о намерениях. Так что конкретно о чем-то говорить сложно.
— Как в целом может поставляться иранская нефть в Европу? Какие существуют пути?
— Существуют два основных пути транзита иранской нефти в Европу. Один из них — через Россию, нефтепровод «Дружба». Либо — до Одессы, а затем по нефтепроводу «Одесса-Броды» и дальше. Пока непонятно, какой из них выберут. Но, думаю, через Россию Ирану транспортировать нефть будет политически сложно. Так что, скорее всего, речь идет о том, чтобы ее доставка производилась по морю.
— Позволяют ли перевалочные мощности Одесского порта справиться с такой нагрузкой?
— Вероятно, у Ирана будет несколько путей транспортирования нефти в ЕС. Возможности у этой страны большие: Иран является одним из самых мощных производителей нефти в мире, добываются миллионы баррелей «черного золота» в день. Как один из путей транзита, Ирану Украина подходит. Если этот путь будет признан эффективным, речь может идти о наращивании мощностей перевалки.
— Вице-премьер Геннадий Зубко заявил, что Украина может не только транспортировать нефть-сырец, но и хранить ее. Как это будет осуществляться?
— Существует несколько терминалов в Одессе, в порту, есть возможность расширения этих мощностей. К тому же, возле Кременчугского НПЗ находятся хранилища, как и на других НПЗ. Они пустуют из-за того, что переработка нефти в Украине долгие годы была очень дорогой, а также потому, что украинская нефтеперерабатывающая отрасль производила продукты не такого качества, как требует европейский рынок. Сейчас мы можем вырабатывать нефтепродукты лишь для внутреннего рынка. Но хранить нефть и транспортировать в ЕС, конечно, нам вполне под силу.
— Как может отразиться на наших отношениях с ЕС транзитная поставка иранской нефти?
— Считаю, что европейцы очень заинтересованы, чтобы Украина помогала в транзите нефти. Это позволит еще больше интегрировать нас в европейскую энергосистему, не ограничиваясь только транзитом газа. Вероятно, рассмотреть и какие-то вопросы по экспорту электроэнергии.
Такое сотрудничество может быть для нас выгодно не только экономически, но и политически. Возможно, объемы нефти, которые мы можем «прокачать», не так уж и велики. Но мы получим политэкономические дивиденды, если Украина сможет выступить надежным транзитным партнером как для Европы, так и для Ирана. Вероятно, это добавит нам «баллов» и в геополитическом плане.
— То есть, европейцы могут способствовать заключению таких контрактов?
— Да, однозначно. Думаю, они будут всячески способствовать этому, поощрять подписание таких документов. Если Украина исполнит свои обязательства, европейцы станут более привержены решению остальных наших проблем, будут больше отстаивать интересы Украины в других вопросах.
— Как к такому сотрудничеству отнесется Россия?
— Россия постепенно теряет европейский рынок. Это не только нефть, но и газ. В данном случае РФ заняла стратегическую оборонную позицию. И, соответственно, работает на разрушение подобных договоренностей, появления на европейском рынке энергоносителей из других источников. Не знаю, насколько России удастся повлиять на заключение этих договоров. Думаю, что совместными усилиями Ирана, Европы и Украины эта проблема может быть решена.
— Есть ли еще какие-то препятствия для транзита иранской нефти через нашу территорию?
— Чтобы нефть морским путем доставить в Украину, есть одно условие: необходимо, чтобы в Сирии ситуация хоть немного успокоилась. Ведь нефтепроводы пролегают неподалеку от ее территории и могут поддаваться нападениям. Но, надеюсь, эта проблема временна, и такие риски не будут реализованы.