В Минсоцполитики отмечают, что Украина входит в 30-ку самых «старых» стран мира. ГолосUA решил разобраться, продолжится ли в течение следующих лет эта тенденция и расспросил об этом ведущего научного сотрудника Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, кандидата экономических наук Лидию Ткаченко.
— Сколько у нас сейчас проживает людей в возрасте 60 лет и старше?
— Около 22%. Из-за демографической инерции количество людей старше 60 лет вырастет более, чем на 3%. Ведь население данного возраста уже есть и не нужно делать каких–либо гипотез по поводу рождаемости. Можно взять текущий уровень смертности по возрастам. Прогнозы по численности и старению населения делать нелегко. Численность может поменяться вследствие каких-то миграций или сокращения смертности. Но что касается структурных изменений – удельный вес будет расти за счет того, что поколение трудоспособного возраста будет сокращаться в численности. Эти структурные изменения как раз предугадываемые. До 2025 года доля людей в возрасте старше 60 лет будет составлять 25,0 % от общего количества населения, в возрасте 65 лет. К 2030 году количество украинцев старше 60 лет составит 27%.
— Почему у нас такой большой процент старения населения?
— У нас слишком низкая рождаемость и слишком большая смертность. У нас много людей не доживают до пенсии. Если брать возраст 65 – как в странах ЕС, то у нас не такой большой уровень старения из-за большого уровня смертности людей старшего возраста.
— На каком уровне у нас находится рождаемость?
— Ситуация с рождаемостью у нас сейчас хуже, чем в 90-х из-за плохого материального благосостояния. Население очень нервно воспринимает все эти кризисы и нестабильность. Рождаемость растет только в самых бедных странах мира, где люди не могут ее регулировать и контролировать. В частности, в Африке и Азии. Например, в Йемене. Правда, продолжительность жизни в Украине по сравнению с 90-ми стала немного выше.
— Каким образом в Украине можно увеличить рождаемость?
— Один экономический рост здесь не поможет. Тем более, так быстро мы не разбогатеем, на это нужно определенное время. Если говорить о европейских странах, то там, по сравнению с Украиной, лучшая ситуация с рождаемостью. Там приходится чуть меньше двух детей на одну женщину. Лучший показатель рождаемости в северных странах Европы. Там женщины и работают, и рожают, — там практически в каждой семье по двое детей. Это касается Франции и Ирландии. Там налажена инфраструктура и нет проблем с детскими учреждениями. В южной Европе очень низкий показатель рождаемости. Например, в Италии и Испании. В Германии также не высокий коэффициент рождаемости – 1,4. В Украине он немного больше – 1,5 на одну женщину. Чтобы улучшить рождаемость в Украине должен быть системный подход, который одними деньгами не решиться. В первую очередь, в Украине нужно, чтобы люди доживали до пенсии — нужно бороться за выживаемость. Какой смысл стимулировать рождаемость, если люди живут очень мало? Украина в этом плане очень сильно выбивается из уровня европейских стран.
— То есть можно сказать, что украинцы стареют и вымирают?
— Все не настолько печально. Просто у нас происходит депопуляция, когда людей умирает больше, чем рождается. Депопуляция есть и будет продолжаться в ближайшее время. Рано или поздно все должно стабилизироваться, но для этого нужны очень существенные изменения не только в экономике. Общество должно поменяться, люди должны пересмотреть свое отношение к жизни. Это не решается только деньгами. Должно быть укрепление пенсионной системы, государственные гарантии. Также для людей пожилого возраста очень важны медицинские услуги. Чем старше человек, тем больше у него болезней. Должна быть система медицинского облуживания с учетом специфики пожилых людей. Также необходима инфраструктура досуга.