Марина Иванова
07:00 18/08/2015

Л. Ващенко: «12-летняя школьная реформа нужна только власти для получения очередных кредитов»

Министр образования Сергей Квит заявил, что с 2016 года в Украине введут двенадцатилетнее обучение в школах. Судя по словам министра, это решение не будет выноситься на общественное обсуждение, дело лишь за «веским словом» парламента — в сентябре должен быть принят соответствующий закон. Корреспондент ГолосUA узнавала у директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ващенко о том, можно ли сейчас вводить в Украине двенадцатилетку.

— Людмила Николаевна, с какой целью Минобразования снова пытается внедрить двенадцатилетку?

Вы справедливо отметили: «снова». Действительно, инициатива МОН повторяется в который раз… И в который раз от нее отказываются. Уже этот факт свидетельствует о неоднозначном отношении общества к 12-летней школе. Хотя я не могу вспомнить ни одного случая, когда бы этот вопрос широко и публично обсуждался в педагогической, научной, общественной среде. Очевидно, создание 12-летней школы связано с настоятельными рекомендациями международных финансовых организаций, которые таким образом предполагают решить экономические проблемы в стране. Поскольку выпускник школы является несовершеннолетним гражданином Украины и его трудовые права защищены в соответствующем законодательстве, государству дешевле содержать учащегося еще один год в школе (стоимость которого составляет до 15 тыс.грн), чем создавать для него рабочее место.

В европейских школах, на которые ссылается министр, нет одинаковой системы школьного образования. Более того, двенадцатилетняя школа не обеспечивает качество образования. Об этом свидетельствует пример британских школ, международный рейтинг качества образования которых находится за пределами ведущей «пятерки». При этом, в финскую школу детей отдают в 7 лет и учатся они там до 16-17 лет. Кстати, государство гарантирует бесплатное образование, что предполагает бесплатное обучение, бесплатные учебники, тетради, канцелярские принадлежности и бесплатное питание. Следующий этап обучения у них связан с профессиональным училищем для получения специальности или лицеем для подготовки в вуз. Главным действующим лицом финской школы, которая несколько лет подряд в международных рейтингах занимает первые позиции, называют учителя… с годовой зарплатой 38 тыс. долл.

— Какие проблемы могут при этом возникнуть?

— Я бы говорила здесь не о проблемах, которые всегда возможно решать в процессе грамотного управления. Особое внимание нужно уделять рискам – социальным, профессиональным, экономическим. Социальные риски состоят в том, что: пребывание на одной школьной территории учеников 6 и 18 лет предполагает возникновение постоянных конфликтных ситуаций; ученики старших классов, проживающие в сельской местности, как правило, заняты собственным (домашним) хозяйством и им уже не до занятий; в семьях со средним и низким достатком 18-летнего молодого человека уже рассматривают в качестве равноценного взрослого члена семьи и ожидают от него подтверждений этого. Профессиональные риски связаны с неопределенностью того, как будут формироваться учебные программы для 12 класса? Как продолжение 11-го ? Или за счет расширения полученных уже знаний? Пример отдельных лицеев и гимназий, которые вводят университетские программы — не лучший образец для подражания. С точки зрения экономических рисков, это в первую очередь, необходимость создания для старших школьников отдельных образовательных территорий с полной инфраструктурой.

— Есть ли у государства деньги на создание и печать новых учебников, пособий?

— В этом контексте нужно вспомнить апрельские обещания министра относительно восстановления программы «Школьный автобус», возвращения средств на бесплатные учебники; «лихорадочный» поиск денег государственными чиновниками у известных миллиардеров на проведение ВНО-15 и т.д. Финансовые возможности государства относительно введения 12-летней школы также очень диссонируют с постоянными задержками зарплат учителям. Очевидно, что премьер-министр не знает о нарушениях ст. 85 Уголовного Кодекса о труде и ожидает, что именно местные органы власти возьмут на себя значительную часть расходов на развитие школ. Не прибавляет финансового оптимизма и распоряжение Кабинета Министров Украины относительно снижения уровня тепла в помещениях в период отопительного сезона и увеличения осенних и зимних каникул для школьников и студентов. Все эти факты свидетельствуют только об одном: ни сегодня, ни в следующем году, и даже не в ближайшие годы школьное образование не получит денег на новые учебники, пособия, новую учебную и материально-техническую базу.

Отдельно хотелось бы сказать о самом процессе создания учебников. Содержание многих из них, — особенно в гуманитарной сфере, — лишено всякой логики и смысла и нет необходимости повторяться. Ныне, в образовательную управленческую, научную среду пришло много новых лиц, но, к сожалению, никто не предложил новую модель создания школьного учебника.

— Как продление срока обучения в школе скажется на школьниках? Поможет ли это повысить качество образования? 

— К сожалению, МОН рассматривает 12-летнюю школу как возможность прибавить еще один школьный год молодым людям до их совершеннолетия. Чем дольше ученик остается в школьной среде, тем сложнее ему адаптироваться в социальную взрослую среду. Его общение ограничено родителями, учителями и одноклассниками. Его взгляды на жизнь, отношения между людьми формируются под влиянием двух моделей: школьной и семейной. Возможностей соотнести эти модели с реальной жизнью у него нет. В европейской педагогической практике ученые давно отмечают высокий уровень инфантильности взрослых выпускников школ, у которых не сформировано самое главное качество – мотивация к активной личностной жизненной позиции. Они, как «молодые старички», – им ничего не интересно и ничего не нужно. У нас с европейской школой есть одна особенность: и там, и у нас школу любят только первоклассники… Поэтому, чтобы повысить качество школьного образования, нужно сделать школу для всех возрастных групп привлекательной и интересной.

— Многие педиатры (в том числе и Е. Комаровский) категорически против двенадцатилетнего обучения в школе, так как считают, что это может негативно сказаться на здоровье молодежи. Так ли это?

— Мне сложно утверждать что-то с медицинской точки зрения. Но, согласно психологических особенностей 17-18-летнего молодого человека, оставляя его еще на один год в школе, мы искусственно разрываем связь между его возрастным (моральным, этическим) и физиологическим взрослением.

— Готовы ли украинские учителя к переходу на двенадцатилетку?

— Это очень важный вопрос: профессиональная готовность учителя работать с 18-летним школьником. И с образовательной точки зрения, и с психологической. Преподаватели, которые работают с этой возрастной группой молодых людей в учебных заведениях разных уровней – профессионально-технических лицеях, вузах 1-2 уровня аккредитации (техникумах, колледжах и т.д.), вузах 3-4 уровня аккредитации (университетах, академиях, институтах), отмечают заметную разницу мировоззренческого, морально-этического, психологического характера. Безусловно, что для работы с 18-летним школьником учителей нужно готовить по специальным программам. А это — еще одна целевая строка бюджета.

— В 2015 году украинские техникумы заполнились всего на 50% из-за введения обязательного ВНО для их выпускников. Не может ли быть так, что школьники будут просто "пересиживать" время в школе? И к чему это приведет?

— На примере недавних событий с УЦОКО (наличие крупных сумм валюты во время обыска кабинета его директора), общество убедилось в прозрачности и честности ОЧЕНЬ НЕЗАВИСИМОЙ системы оценивания результатов обучения выпускников школ. Расширение полномочий данного центра на сферу учебных заведений среднего специального образования, желание его бывшего руководства взять на себя функции еще и сертификации учителей – свидетельство непомерных аппетитов чиновников от образования. Создавшаяся ныне ситуация в целом свидетельствует об отсутствии видения у законодателей и чиновников от образования общей системы, ее элементов, связей между ними и т.д.

— Есть ли положительные аспекты в инициативе по введению двенадцатилетки?

— Если рассматривать получение очередного кредита МВФ для действующей власти – это положительный аспект. Только общество при этом необходимо предупредить, сколько каждый первоклассник нынешнего года должен будет вернуть МВФ через 12 лет. Таким образом, данная инициатива может быть выгодна только власти.

— Есть ли альтернатива этому решению Минобразования?

— Самая лучшая альтернатива для нынешнего руководства МОН – уйти в отставку. В полном составе.

Читайте также по теме