Министерство образования и науки намерено упорядочить систему предоставления государственного заказа высшим учебным заведениям. Об этом говорится в обнародованном на сайте проекта приказа "Об утверждении Перечня профильных специальностей высших учебных заведений". Документ, который до 26 мая открыт для общественного обсуждения, определяет перечень профильных специальностей для государственных высших учебных заведений, по которым может осуществляться набор по госзаказу. В проекте приказа вузы разделены на категории: классические, технические и технологические, строительные, транспортные, отраслевые технологические, педагогические, гуманитарного направления, физического воспитания и спорта, культуры, искусства и дизайна, здравоохранения, аграрные, экономики, финансов, управления и предпринимательства, юридические. После подписания этого приказа технические, аграрные, строительные, транспортные, технологические, педагогические, гуманитарные вузы не смогут по госзаказу готовить экономистов и юристов. При этом, ректорам предлагается самостоятельно установить профильные специальности вузов в единой базе. О причинах и последствиях отказа в госзаказе на экономистов, юристов и финансистов для непрофильных вузов корреспондент ГолосUAузнавала удиректора Центра экспертизы образовательных реформ, профессора Людмилы Ващенко.
— Людмила Николаевна, как можно оценить намерение Минобразования лишить госзаказа непрофильные для юристов и экономистов вузы?
— Это — хороший документ. Он показывает, что, невзирая на всю революционную пафосность и тенденциозность, в Минобразования вынуждены вернуться в систему, в которой мы существовали прежде. Ведь чем вызвано появление этого приказа? Тем, что в госбюджете денег на образование нет. И поэтому необходимо сокращение госзаказа. «Финансовая оптимизация» прослеживается сейчас во всем, и это — один из вопросов, в котором она нужна.
— Но такое решение противоречит предыдущим решениям Министерства…
— «Мина замедленного действия» под систему высшего образования была заложена еще в 90-е годы минувшего века. Тогда десятками открывались новые высшие учебные заведения и направо-налево раздавались лицензии совершенно разным вузам непрофильной ориентации. Например, университет культуры и искусств получал лицензию на «производство» менеджеров, экономистов, юристов — профессий, абсолютно не специфических для его профиля. Но для этого нужно было готовить специальный учебный план, набрать преподавателей по этому направлению, сформировать определенную научную и образовательную базу. С этим всегда были проблемы. Однако университеты, чтобы выжить в сложных условиях, шли на это, открывая у себя популярные и дорогостоящие специальности.
— А как под это удавалось получить госзаказ?
— Вот так — открывали специальности и получали госзаказ. Кто-то договаривался, используя личные связи, кто-то организовывал это по принципу «пятьдесят на пятьдесят» — 50 контрактников, 50 студентов на госзаказ. Каждый из ректоров выкручивался, как мог. Но сегодня эта ситуация практически взорвалась. Ведь в стране очень много юристов, экономистов, при этом качественных профессионалов и в юриспруденции, и в финансовой сфере крайне мало. Каждый университет думает, что он может выпускать, условно говоря, хирургов. Однако, так не бывает. Вуз должен ориентироваться на что-то свое, в чем он — специалист. Предыдущая система показала свою прогрессивность в этом плане.
— Какими будут последствия такого решения для абитуриентов и их родителей?
— Да, расходы госбюджета на подготовку этих специалистов после отмены госзаказа сократятся. Но я очень внимательно изучила проект приказа и готова сказать, чем это грозит простым украинцам. Теперь у нас только два юридических вуза будет готовить юристов. В экономической сфере — тринадцать вузов, в строительной — пять высших учебных заведений, и так далее. Что будет твориться в этих вузах на государственный заказ? Какими теперь будут рейтинги на эти места? Думаю, что конкурс в них будет зашкаливать. Здесь уже не поможет внешнее независимое оценивание, родители станут искать все возможности, лазейки, чтобы пробиться на государственный заказ. Коррупционная составляющая поднимется до небес.
— Что станет «побочным эффектом» наведения порядка в этой сфере…
— Думаю, выбран неправильный механизм. Он связан с тем, что новое Минобразования не очень хочет ссорится с руководителями вузов. Что нужно было бы сделать? Не давать лицензии, а попросту нивелировать все лицензии, которые не отвечают профильному направлению. Об этом заявляла когда-то команда, которая сейчас работает в министерстве. Но, придя к власти, они поняли, что воплотить это — «себе дороже» будет. И теперь выкручиваются, как могут: по контракту ведь будут непрофильных студентов брать.
— Упадет ли популярность вузов, лишившихся госзаказа?
— Конечно, родители сориентируются. Но мы снова возвращаемся «на круги своя», начиная понимать, что система, которая существовала раньше, была правильной. Однако, как же теперь руководству Минобразования все исправить, чтобы не поссориться со всеми ректорами? Это делать опасно, особенно политику в кресле министра. Но власть настолько цинична и аморальна, что и «ухом не ведет».