Марина Иванова
06:03 11/09/2014

Л. Ващенко: «Надежда на самостоятельное обучение школьников во время продленных каникул — фантазия»

К ужасу родителей, зимние каникулы могут «растянуть» на полтора месяца. А это значит, что родителям младших школьников придется срочно искать, кто будет «пасти» их чадо, пока они будут на работе – ведь ни продленки, ни кружков в не отапливаемых (по случаю экономии газа) школах не будет. Еще большая «головная боль» появилась у родителей выпускников – в качестве подготовки к будущим экзаменам и ВНО чиновники могут предложить, разве что, использовать услуги репетиторов. О последствиях, которые могут нанести здоровью и успеваемости продленные зимние каникулы, корреспондент ГолосUA беседовала с директором Центра экспертизы образовательных реформ, доктором педагогических наук, профессором  Людмилой Ващенко.

— Людмила Николаевна, прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию…

— Серия публикаций в СМИ о необходимости пересмотра режима обучения киевских школьников накануне нового ученого года свидетельствует об отсутствии у органов государственной власти оптимальной позиции для принятия решения: сначала они предлагали разделить учебный год на два семестра, затем увеличить каникулы до 1,5 месяцев… Категоричным стало только решение относительно сохранения пятидневки.

— Что можно посоветовать новой власти для решения данного вопроса?

— Первое, что требует уточнения — это цель всех изменений. Зачем это делается? В одном информационном сообщении (УНИАН) от 21.08.2014 речь идет о «возможности введения гибкого графика школьных каникул с целью экономии энергоресурсов». В другом (там же), от 27.08.2014 года, представители КГГА констатируют, что «введение двусеместровой системы обучения и увеличение продолжительности каникул в столичных школах позволит городу сэкономить свыше 7 млн грн». Таким образом, цель вопроса состоит в экономии энергетических и финансовых ресурсов, которых в Киеве, де факто, уже нет (или есть в очень ограниченном количестве).

— И все же: кому это нужно и кого это касается?

— В первую очередь, это касается: школьников, их родителей, педагогических коллективов, администрации школ. Сразу отмечу, что в случае введения мер, которые предлагает администрация города, можно с уверенностью предполагать, что дети не получат качественного образования, а выпускники вынуждены будут параллельно посещать репетиторов (об это уже многие специалисты говорят) для подготовки к поступлению в вузы. Проблема находится в плоскости соотношения  учебной мотивации и самостоятельного обучения. Надеяться на самостоятельное обучение школьников (или на дистанционное) во время продолжительных каникул – из разряда фантазий. Согласно данным психолого-педагогических исследований, одной из важнейших проблем школы является низкий уровень мотивации учеников к обучению. Поэтому самостоятельно, без учительского координирования они учиться не будут.

— Как столь продолжительные каникулы повлияют на здоровье детей?

-Да, еще одной, и очень важной проблемой является вопрос физиологии и психологии школьника. Распределение учебной нагрузки на ученика и времени занятости обучением зависит от возрастных особенностей. Например, у первоклассников уроки по времени короче, чем у старших школьников, между уроками им рекомендуется отдыхать в специально отведенных местах,  показан дневной сон и т.д. Последовательность и скорость их обучения носит закономерный характер и зависит от возможностей возраста. У старшеклассников учебная нагрузка достаточно большая. Она также увеличивается за счет времени, необходимого для выполнения домашнего задания. То есть, это полноценный рабочий день взрослого человека. Учитывая этот факт, трудно представить, как можно «уплотнить» учебный график, освоить всю годовую программу и, если это выпускник, подготовиться к государственной аттестации и ВНО. Таким образом, введение предложенных администрацией мер невозможно без ущерба для физического и психического здоровья школьников.

— Как быть родителям во время длительных каникул? Чем занять детей?

— Это третья сторона непростой проблемы, которую не озвучивают представители киевской власти: чем будут заниматься школьники и учителя во время вынужденных каникул? С учителями более или менее ясно: они «помогут» сэкономить столичный бюджет на образование путем неоплачиваемого отпуска во время длительных каникул. Вот только как законодательно администрация решит еще и этот вопрос!? Да и последствия отставания по программам ляжет на их плечи. То есть в одночасье местные власти дважды их «накажут»: и в отпуск неоплачиваемый отправят, и дополнительно работать с учениками заставят. Незавидная роль достанется и школьным администраторам, поскольку они вынуждены будут искать стимулы моральной (материальной уже нет!) мотивации учителей, попрошайничать у родителей на нужды школы, готовить отчеты о достижениях высокого качества образования и оптимизации всех ресурсов. Относительно школьников:  они окажутся предоставленными сами себе: школы не работают, внешкольные учреждения так же будут закрыты, родители заняты работой…           

— Почему же тогда, учитывая все «минусы», Минобразования рекомендует продлить зимние каникулы?

— Главным инициатором нововведения является КГГА. И ее представителей можно понять: наступающие холода требуют увеличения потребления энергии в школах и оплаты за нее. Судя по всему, городская администрация не готова предлагать обществу иные альтернативы поддержания нормального режима работы школ. И — нашла самый простой путь выражения своего гуманизма – уничтожить последние ресурсы будущего наших детей.

Читайте также по теме