Л. Ващенко: «Политизируя систему образования, мы доводим ее до кризиса»

Каждая новая метла метет по-новому. Это напрямую относится и к сфере образования, — новые министры каждый раз «пугают» родителей, педагогов и детей «шокирующими инновациями». Почему так происходит? Об этом наш разговор с Людмилой Ващенко, директором Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессором.

— Людмила Николаевна, за последний год в нашей стране произошли большие изменения. Прежде всего, они обусловлены сложной политической, финансовой, социальной нестабильностью. Фактически мы находимся в состоянии кризиса. Хотелось бы узнать ваше мнение о том, что происходит сегодня в образовании в этом контексте?

— Поскольку сфера образования является одной из составляющих социально-экономической жизни общества, естественно, она подвержена влиянию тех процессов, которые происходят в политике, финансово-экономической системе, социальных отношениях, сфере культурных и духовных ценностей. И чем радикальнее эти процессы, тем глубже они проникают в образование и демонстрируют изменения в обществе. Мы неоднократно говорили о том, что демократические преобразования невозможно проводить путем политизирования образовательной системы. Ведь украинское общество не унифицировано по национальному, языковому, религиозному и другим признакам. Более того, для гражданского общества, которое мы строим, характерны плюрализм идей, мнений и взглядов; толерантность к культурным, религиозным, социальным различиям. И категорически неприемлемы такие качества как нетерпимость, национальное превосходство, более того, запрет на профессиональную деятельность. Последнее стало отличительной чертой нашего образования. Именно выпячивание этих негативных качеств и свидетельствует о кризисе системы.

— Если вы утверждаете, что образование тоже находится в состоянии кризиса, то каков характер этого явления, по каким признакам можно это определить?

— Наш Центр очень внимательно отслеживает изменения, которые предлагаются ныне властью в качестве реформ. В первую очередь обращают на себя внимание нередко повторяющиеся тезисы: «образование сегодня не соответствует требованиям времени», «классно-урочная система себя изжила», «необходимо использовать те реформы, которые происходят в Европе» и т.д. Когда мы говорим о кризисе образования, то имеем ввиду ее политическую, экономическую и социальную составляющие. Разве не являются кризисом гонения на представителей образования, уровень которых оценивается не профессиональными качествами, а политическими взглядами? Или снижение доходов за пределы порога физического выживания? А социальные гарантии работников образования можно оставить вообще без комментариев. Но делать заявления о кризисе образования в ее профессиональном контексте я бы не решилась.

— Прежде чем приступать к лечению больного, врач, как правило, определяет диагноз. Определил ли кто-нибудь «диагноз» нашего образования? Проводились ли исследования с целью определения основных направлений реформирования отрасли?

— Да, конечно: прежде, чем объявлять о кризисе, нужно сделать объективную оценку состояния образования в Украине. При этом и ее внутреннего состояния, и оценку внешних взаимосвязей. Насколько нам известно, анализ образовательной политики ведется отдельными группами исследователей: в сфере философии образования, управления, педагогики, социологии образования и др. Более того, в украинском образовании, в частности, в ее школьном сегменте, действовало активное инновационное движение: проходили апробацию оригинальные идеи в содержании образования, методике обучения, управлении учебным заведением и др. Но как то странно все «растворилось»: результаты исследований не становятся аргументами в выборе стратегий реформ. А полученный инновационный опыт школ оказался не затребованным для изменений системы.

— Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в формировании образовательной политики? Кто реализует ее на деле?

— Если исходить из логики, вопросы образовательной политики должны быть предметом работы Верховной Рады Украины и Национальной академии педагогических наук Украины, поскольку они представляют высший законодательный орган власти и научно-методологическое сообщество образовательной системы. Реализовать стратегии образовательной политики должны органы исполнительной власти: на национальном уровне – Кабмин через профильное министерство; на региональном – департаменты образования и науки областных государственных администраций; на местном уровне – районные (городские) управления образования. В каждом сегменте этой системы действуют только для нее отведенные функции. Если эти функции дублируются, вопросы образовательной политики на этапах формулирования, внедрения, оценивания будут деформироваться. Например, возникшая в последние годы проблема работы районных управлений (и методических кабинетов) образования состоит в превышении функции передачи информации (от центра в учебное заведение и наоборот), — позволила поставить вопрос о целесообразности их существования. Высший орган исполнительной власти – Министерство образования и науки Украины – перебрал на себя функции законодательного органа власти и методологического сообщества относительно формирования образовательной политики в стране. Пока не будут приведены в соответствие функции каждой организации – позитивных реформ мы не дождемся.

— Безусловно, одним из ключевых моментов обеспечения реформирования образования есть вопрос законодательного, нормативно-правового обеспечения. На сегодня вступил в действие Закон «О высшем образовании», разработан проект Концепции развития образования до 2025 года, анонсирована разработка рамочного Закона «Об образовании». Не нарушена ли тут логика в последовательности и могли бы Вы прокомментировать эти документы?

— Собственно, первое впечатления о законодательных документах вызывают, по меньшей мере, удивление, поскольку страна имеет опыт работы в этом направлении. Кстати, принятые на начальном этапе построения государственности, законы были выписаны идеально и могут служить образцом для современных законодателей: но традиции ныне не в почете. Общая проблема новых нормативно-правовых документов состоит как раз в том, что они: не системны по своему характеру; предлагают изменения, которые не персонализированы к интересам педагогического сообщества; имеют коррупционные риски; не согласованы с нормами Конституции Украины и многими другими законами.

— А что происходит с имплементацией нового Закона «О высшем образовании»? Насколько МОН документально сопровождает этот процесс?

— Имплементация Закона «О высшем образовании» происходит в двух измерениях: на уровне МОН и на уровне высшего учебного заведения. На уровне МОН иногда появляется информация о сокращении вузов, о предоставлении им широкой автономии, об отмене кредитно-модульной системы обучения, о создании новой структуры – Национального агентства обеспечения качества высшего образования. При этом процессы носят явно кулуарный характер: обществу неизвестно, какими механизмами пользуются органы власти для оптимизации сети вузов, какие нормативно-правовые документы подготовлены для реализации новой образовательной политики высшей школы. На уровне высшего учебного заведения наблюдается «полный штиль»: все работают по давно отлаженным схемам.

— Хочется поговорить о среднем образовании. В этом году было очень много знаковых событий – увеличенные зимние каникулы, отмена бесплатного питания, платные учебники, государственная итоговая аттестация и т.д. Прокомментируйте эти процессы, пожалуйста…

— Когда государство и все общество переживает кризис, появляется необходимость ситуационно и оперативно влиять на разные вызовы. Эти события как раз и являются результатами оперативного и не всегда удачного управления.

Тем самым подтверждается идея о необходимости профессионального управления, а не политически мотивированного.

— И напоследок, Людмила Николаевна, вы как руководитель общественной организации, как ученый, как человек небезразличный ко всему, что касается образования, скажите, какие пути выхода из кризиса и как вы видите будущее нашего образования?

— Первое: необходимо стабилизировать экономическую составляющую жизни образовательной системы, а также минимизировать политическое влияние на ее развитие.

Второе: отказаться от революционных преобразований и реформ в системе образования до стабилизации кризисной ситуации в стране.

Третье: перевести поиски концептуальных идей относительно развития образования в научную среду для принятия обоснованных, практически целесообразных и полезных для граждан Украины решений.

Читайте также по теме