Мария Мамаева
07:00 10/05/2017

Л. Ващенко: «Ребенка 6 лет при приеме в школу тестированием подвергают большому стрессу»

С середины весны в украинских школах начинается отбор детей в первый класс. По итогам собеседования, а иногда и тщательного тестирования, руководитель учебного заведения – чаще это гимназии, спецклассы, лицеи – определяет, достаточно ли хорошо подготовлен ребенок для обучения в той или иной школе. Нехватка мест в хороших заведениях крупных городов и общее падение уровня образования увеличивают конкуренцию, поэтому уже при поступлении в некоторые школы ребенок должен обладать знаниями, которые, собственно, и дают в начальных классах. Вмешаться в ситуацию робко пыталось Минобразования, когда в 2015 году выдало свое письмо-разъяснение о том, что подобная практика противоречит закону. Однако это никоим образом не отразилось на процедуре зачисления детей в школы. Об этом и других методах отбора детей в учебные заведения Украины ГолосUA пообщался с директором Центра экспертизы образовательных реформ Людмилой Ващенко.

— Людмила Николаевна, что можно тестировать у 6-тилетнего ребенка?

— Насколько я знаю ситуацию, тестируют все: вплоть до чтения и письма по секундомеру. Зачем это делать, если в первом классе дети учат букварь? Плюс к тому же дают задания на логику. По поему глубокому убеждению, для таких тестов  нет никакой необходимости. Тем более, что эта же информация будет предоставляться  им в первом классе – тот же букварь, правила письма. Более того, проверка готовности ребенка к школе в форме тестирования законами категорически запрещена. Подобным  тестированием ребенка в 6 лет взрослые подвергают его большому стрессу. Даже дети с сильной психической структурой, сильные в интеллектуальном плане, достаточно развиты в социальном и культурном аспектах, начинают стопориться. Нередко после таких проверок  у ребенка возникает вопрос: так его будут брать в школу или нет? Как свидетельствует практика, подготовленные заранее дети уже в первом классе теряют интерес к учебе, и потом эту мотивацию очень тяжело восстанавливать.

— Есть ли необходимость в дифференциации детей по уровню знаний, начиная с первого класса?

— Этого делать нельзя категорически. Если вы хотите посмотреть какие-то уровни подготовки детей, сделайте это после 1-го сентября. Уже спустя месяц обучения приблизительно видно, кто сильнее, кому какую нагрузку можно давать. И еще очень интересно – в последнее время у нас возникла такая «морковка» для родителей как отбор в так называемые экспериментальные классы. К сожалению, педагогически необразованные родители не знают, что экспериментальный класс нельзя формировать только из подготовленных детей. Ведь путем эксперимента проверяется целесообразность внедрения той или иной образовательной модели. Поэтому экспериментальные классы должны состоять из детей разной подготовки. Родителям также нужно быть осторожными с экспериментами, особенно с теми, которые длятся более 10-15 лет. И они всегда должны помнить, что организация таких экспериментальных классов в значительной мере имеет коммерческую цель. 

— Кто проводит подобные тестирования?

— Все! На сегодняшний день это стало всеобщим явлением и свидетельствует о том, что органы государственного управления, к которым относятся Кабинет Министров, Министерство образования, главные управления образования (областные, районные), совершенно не контролируют ситуацию, закрывают на это глаза и дают возможность директорам заниматься самоуправством. Кто же из родителей откажется, чтобы его ребенок учился в сильном классе? Хотя для директора это, в первую очередь, отбор статусных родителей. К сожалению, сегодня каждый руководитель, при отсутствии целевого государственного финансирования на развитие школы, ориентируется на деньги родителей, которые могут помочь в решении тех или иных вопросов. А родители  искреннее верят, что детей нужно готовить к этим тестам, и нанимают репетиторов своему чаду еще в детском саду. Таким образом, известное сегодня явление, как «репетиторство», начинается не в 11-м классе, когда выпускники готовятся к ВНО, к поступлению, а в 5-6 лет, когда ребенка натаскивают на прохождение тестовых испытаний в первый класс. Эта катастрофическая тенденция, расширяясь с каждым годом, рискует стать нормой.

— Как можно исправить ситуацию?

— Самое простое решение, которое можно было бы принять на уровне Министерства образования, — это написать указ о запрете на проведение тестирования при приеме детей в первый класс. Есть письмо-рекомендация, но его административное влияние очень ограничено: хотите делайте – хотите нет. Необходим только приказ по Министерству с определением наказания за его нарушение.

— А насколько оправдано проведение ВНО в 4 классе?

— Тут все просто. Дело в том, что ВНО – это дорогое мероприятие, и здесь речь идет только о деньгах. Нашим выдающимся деятелям нужны деньги, много денег. ВНО – очень дорогая система, и достаточно вспомнить историю с Ликарчуком (экс-директором Украинского центра оценивания качества образования Игорем Ликарчуком – ред.), когда, при ограничении  бюджетных средств Центром были приняты 5 миллионов гривен от представителя бизнеса, чем нарушено ряд, в том числе, и антикоррупционных законов. Как показало судебное следствие, ВНО – одна из кормушек для наших чиновников. Соответственно, они хотят ее постоянно пополнять – в данном случае за счет проведения ВНО для 4-хклассников.

— Еще одним обязательным условием зачисления в школу у нас стали «добровольные» взносы родителей. Насколько это законно?

— Согласно Конституции, наше образование бесплатное. К сожалению, те законы, которые сегодня принимаются в сфере образования, они фактически легализируют эту коррупционную составляющую в образовательной системе. Пытаясь манипулировать сознанием родителей относительно отсутствия денег в бюджете на развитие учебного заведения, директоры школ создают фонды, через которые и проводятся эти родительские деньги. Согласно нормам новых законов, взносы в фонды добровольные – хотите сдавайте – хотите не сдавайте. Но реально, если ты не сдашь этот взнос, ты не поступишь в школу или не перейдешь в следующий класс. Введение нормы в целевой закон подтверждает его политический характер: нынешние чиновники не желают портить отношения с армией педагогов, поскольку они -электорат, причем очень большой и готовый за мизерные подачки не только голосовать, как скажут, но и проводить агитационную работу. Поэтому, пока государство не решит вопрос с полноценным финансовым обеспечением учебных заведений, до тех пор эта коррупционная составляющая будет существовать, и руководители таких учебных заведений будут пользоваться этими возможностями.

— Как можно с этим бороться?

— Вообще-то родители имеют право отказаться: и сдавать тесты, и делать финансовые взносы. Они имеют право также требовать отчетности о расходовании этих средств, но существует столько механизмов отмывки этих денег, что родители просто не в состоянии будут проследить, куда они уходят. Цены повышаются, и я, например, знаю, что в некоторых детсадах сегодня стоимость месячных услуг достигает тысячи долларов. Причем, выходит, что государство вопросы доступности не волнуют. Ведь если за большие деньги кое-кто все-таки сможет получить качественное образование, тогда что делать остальным? Власть же своими действиями попросту  уничтожает генофонд Украины.

Читайте также по теме