Генеральная прокуратура провела обыски в Украинском центре оценивания качества образования, основная функция которого — организация внешнего независимого оценивания. По словам генпрокурора Виктора Шокина, должностные лица Центра злоупотребляли своим служебным положением. Как заявили в СМИ во время обыска в кабинете директора Центра обнаружены крупные суммы в национальной и зарубежной валюте. В то же время, глава Центра Игорь Ликарчук уже заявил, что обыск во вверенном ему учреждении проводился «из мести», а министр образования Сергей Квит усомнился в виновности Ликарчука. О ситуации в Центре, а также о том, какой должна быть система оценки знаний украинских выпускников, корреспондент ГолосUA узнавала у директора Центра экспертизы образовательных реформ, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ващенко.
-Людмила Николаевна, что происходит в Украинском центре оценивания качества образования?
-Происходящее вокруг Центра — закономерно. И не нужно прикрываться никакими идеологическими вывесками, здесь главную роль играет человеческий фактор. Сегодня не работают никакие сдерживающие органы власти — ни милиция, ни прокуратура, ни СБУ. 30-40 лет назад подобное явление в сфере образования трудно себе представить, а сейчас чиновники перестали понимать разницу между государственным и собственным карманом.
-Но действующая система тестирования должна была бы предупредить коррупцию…
-Ни одно нововведение не может изменить порядок вещей. Коррупционные проблемы нужно решать через человеческий фактор: есть люди порядочные и непорядочные. Поэтому самое главное, чего не хочет себе позволить действующая политическая система — отказаться от назначений на государственные должности по политическому принципу, ввести принцип профессиональной целесообразности.
-Возможен ли взлом системы учета тестирования, подтасовка результатов?
-В том, что касается компьютерной безопасности, возможно все. Но система все равно отслеживает внутреннее несанкционированное вторжение. Если имеется ввиду внешнее вторжение в систему, это должен быть очень сильный специалист с качественной аппаратурой. К тому же, достаточно мотивированный на такие действия.
-Насколько вообще система тестирования отражает уровень знаний школьников?
-Весной я побывала на конференции по вопросам образования в Варшаве. Как раз в это время там происходило ВНО. Польские профессора прокомментировали его как неэффективный опыт реформ, который приводит к оболваниванию школьников. Тестовая система не может показать уровень обученности выпускника. Она способна отражать лишь знания точных наук: математических, химических законов, физических явлений. То есть то, чему можно дать точное определение. А ведь школа — это не только точные предметы, но и гуманитарные знания, мышление, умение говорить. Система ВНО и имеющаяся система тестирования не дает возможности увидеть, какого уровня развития достиг выпускник. Более того, это не позволяет и вузу увидеть своего потенциального абитуриента. Поэтому грамотные вузы очень деликатно стараются «обходить» результаты тестирования. Эту форму можно использовать, но не для оценки конечного результата, а в процессе обучения. Известно, что многие национальные образовательные системы уже отказываются от этого, а некоторые выражают ей большое недоверие. Лишь мы всегда пытаемся «впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда», и всегда попадаем впросак.
-Может ли Украина позволить себе проводить ВНО во время экономического кризиса?
— Любое нововведение должно предполагать важную цель: быть значительно эффективнее, чем предыдущая практика. То есть, требовать меньше ресурсов и обеспечивать лучший результат . В то же время, ВНО — необыкновенно «дорогое удовольствие» для бедной страны. Сначала нам помогали международные организации, а теперь — должны все делать сами. В результате, по причине отсутствия необходимого бюджета в этом учебном году Ликарчук по всей стране искал деньги на ВНО. И ему их выделили бизнесмены. Но почему частное лицо финансирует госструктуру? Возникает конфликт интересов. Кто контролирует использование этих средств? Если нет средств, как можно применять столь дорогие методы оценки знаний? К тому же, как оказалось, они не спасают от коррупции. Наоборот, коррупционные схемы концентрируются в одном месте.
-Какая система оценивания знаний выпускников школ подойдет Украине?
-Думаю, что надо очень серьезно, по-государственному подойти к проблеме, и не принимать решения лишь по политическим соображениям. Нужно создавать свою национальную систему оценивания, в которой достижения выпускников и абитуриентов можно было бы «увидеть». Раньше систему обвиняли в «позвоночном праве», а сегодня какое оно, это право? Как это объяснить обществу и тем молодым людям, которые поверили в справедливый доступ к высшему образованию? Считаю, что необходимо проводить только те реформы системы образования, которые стране «по карману», и с теми специалистами, которые по своей сути есть государственниками.