Л. Волынец: «Отмена питания в школах – шаг, упраздняющий социальную поддержку семьи»

С 19 января отменено бесплатное питание для учащихся 1-4 классов в Киеве. Как заявил директор Департамента финансов КГГА Владимир Репик, город не сможет обеспечить обедами школьников 1-4 классов. В то же время чиновник отметил, что особой экономии данное решение КГГА не вызовет. Как стало впоследствии известно, в ближайшие два дня останутся без бесплатного питания все школьники в Винницкой области, включая и льготников. О том, почему государство отказывается кормить учащихся начальной школы, корреспондент ГолосUA расспросила экс-управляющую офисом Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Украины Людмилу Волынец.

-Людмила Семеновна, почему при довольно «оптимистичном» бюджете-2015, столичные власти прекратили предоставление бесплатного питания учащимся 1-4 классов?

Думаю, бюджетного профицита будет не так уж и много. К тому же, его только предсказывают, об этом еще рано говорить. При этом, к слову, в Киеве цена хлеба является самой высокой в Украине. Думаю, этот бюджетный профицит будет расходоваться на приоритеты власти. Они лучше знают, где у них «дыры». А по поводу питания школьников в Киеве – урезание расходов на эту статью было проголосовано Верховной Радой.

-Зачем это было сделано? Ведь даже сами городские чиновники признаются, что существенной экономии это не даст…

-Видимо, дети столичных чиновников школу не посещают. Но это больше — вопрос к Кулебе (Уполномоченному по правам ребенка в Киеве – ред.). Конечно, по отношению к детям, это, мягко говоря, не очень хорошо. Но разве только эта норма является негативной?

-Да, в последнее время появилось много расстраивающей родителей информации. В частности, и о введении платы за учебники…

-Есть большая разница в том, анализировать ли эту проблему с точки зрения бюджетной строки в решении КГГА, и совсем другое, когда мы ее рассматриваем применительно к семье обычного рядового киевлянина. Родители должны будут выложить в два раза больше денег на метро, чтобы ребенок смог добраться до школы. Если учесть, какими галопирующими темпами растет стоимость квартплаты, сколько нужно будет отдать за лекарства – это еще две больших статьи расходов для людей, не имеющих громадных зарплат. И это сделает их еще беднее. Соответственно, будет уменьшаться и родительский потенциал, станет тяжелее воспитывать детей. Ведь потребности современной молодежи растут, и во многих семьях могут осложниться отношения между старшим и младшим поколениями. Но все это можно было бы пережить, если бы не росли в цене все остальные жизненно важные вещи. К сожалению, все происходит с точностью до наоборот.

-В конечном итоге, как это скажется на демографической ситуации?

-Безусловно, ухудшит ее, за исключением тех олигархических семей, где принято производить на свет  много детей. Но они посещают совсем другие школы.

-К каким еще негативным последствиям подобные решения об отмене поддержки семьи могут привести?

-Все было бы ничего, но возникает один вопрос: почему практически единственная статья расходов бюджета, которая не претерпела изменений и даже выросла – содержание интернатных учреждений? Я не понимаю, это сознательно делается. Но завтра родители станут еще беднее и вынуждены будут отправить детей в интернат. У нас правая рука не понимает, что делает левая.

В то же время, по моим последним подсчетам, содержание детей  в интернатных учреждениях обходится государству в 5,8 миллиарда гривен в год. Львиная доля из  воспитанников школ-интернатов имеют родителей. Но сейчас может  стартовать рост количества интернатов для детей из малообеспеченных семей. Вопрос: кому это нужно? Мы это сознательно делаем? Зачем увеличивать финансирование интернатов и уменьшать помощь семьям? Ведь вопрос питания в школе – это не проблема образования, а проблема социальной помощи семье.

-То есть, эта бюджетная статья, на питание детей в школах,  должна была бы «срезаться» не одной из первых, а последней?

-Абсолютно верно. Я бы подумала о том, чтобы урезать расходы на интернатные учреждения, заполнение которых в конце минувшего года составляло менее 60%, или – искать другие источники для экономии. Но нет, снова страдают семьи! И это – не вопрос к КГГА, а в целом по Украине, к соответствующим министерствам.

К тому же, если говорить о евроинтеграции Украины, во всех замечаниях, которые нам выражал Комитет ООН и Еврокомиссия, звучала необходимость большей поддержки семьи. Подобные тезисы мы читаем уже на протяжении десяти лет. Но, к сожалению, так и не расслышали. Может, кому-то выгодно поддерживать интернатные заведения? Никак по-другому я это расценить не могу.

-Как эти новации могу повлиять на детей-переселенцев из зоны АТО?

-Сейчас многие луганские, донецкие дети, переехавшие из зоны АТО, просто обречены на попадание в интернаты, количество детей там все время растет. Но из интерната дети выходят социально дезадаптированными, без навыков жизни в семье… А это значит, что через лет 5-7 мы «захлебнемся» сиротством.

Убеждена, что это — антиевропейская мера. Можно пересмотреть Заключительные замечания Комитета ООН к Украине, за январь 2011 года, когда мы в последний раз отчитывались о выполнении Конвенции ООН по правам ребенка, в которых есть призыв как можно больше поддерживать семью, и психологически, и финансово. Но, к сожалению, в минувшем и текущем году появилась масса изменений, прямо противоречащих этому. Что мы делаем?

color="#3d3d45"> 

color="#000000"> 

Читайте также по теме