Легендарный герой-любовник украинской сцены Лесь Заднепровский отмечает юбилей. В честь своего 60-летия актер активно репетирует новую комедию «Дамы и гусары», где сыграет бравого майора с роскошными усами. Широкому зрителю Лесь Заднепровский хорошо известен по роли американского генерала в «Большой разнице». В его творческом арсенале также работа в легендарных лентах «Рожденная революцией» и «Овод». Сегодня он лакомый исполнитель для многочисленных телевизионных сериалов, поэтому работа в театре для Леся Заднепровского была и остается главным профессиональным стержнем его актерского дарования…
В НАШЕЙ ДИНАСТИИ Я — ПОСРЕДИНЕ
— Почему для своего бенефиса вы выбрали спектакль «Дамы и гусары». Хотите показать, что вы и в 60 лет чувствуете себя на коне?
— Я играю много драматических ролей – «Назар Стодоля», «Фредерик Леметр»… Поэтому хочется напомнить зрителям, что я хороший комедийный актер. Люблю и на бенефисе посмеяться с друзьями от души, тряхнуть стариной, и показать, что мы еще молоды душой и азартны. И пьеса это позволяет. То, как ее ставили в других театрах, нам не подошло. И режиссер Юрий Одинокий весь текст переписал, чтобы события стали более понятны нашему зрителю. Не нарушая канвы оригинала драматургии Александра Фредро, 225-летний юбилей которого отмечает Польша и Украина, мы хотим создать праздничный спектакль — с весельем и смехом.
— А почему вы изменили своему режиссеру Юрию Кочевенко и партнерше Людмиле Смородине, с которыми постоянно готовите новые спектакли?
— Я здесь тоже играю с Людмилой Геннадьевной. Другое дело, что на первом плане будут молодые герои – поручик и Зося. А мы уже возрастная пара, у которой любовь была в прошлом. И вот мы уже сватаем наших детей. И на этом строится комедия положений. Это наша вторая встреча с Юрием Одиноким после работы над спектаклем «Братья Карамазовы». Мы снова бросились в объятья друг друга после того прекрасного сотворчества, и наш театральный роман продолжается (смеется).
— Вы представитель самой масштабной театральной династии: ваш дед Семен Ткаченко основал Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. Отец и мама, Михаил Заднепровский и Юлия Ткаченко, служили в театре Франко и были здесь звездами первой величины. Ваш сын Назар тоже работает на франковской сцене. Чувствуется груз ответственности за фамилию?
— Мой дедушка не только основал институт, но и пришел вслед за Гнатом Юрой (одним из первых режиссеров) в театр Франко. Конечно, эти семейные достижения всегда всплывают, когда готовишь новые проекты или празднуешь юбилеи. А в процессе работы в театре ты просто один из ведущих актеров, тихо делаешь свое дело. И только в круглые даты идет обзор предыстории: кто ты и откуда появился. Я в нашей династии где-то посредине: за мной славное прошлое, а впереди сын, которым я очень горжусь. И внук дает надежду на будущее. Так что семейная ответственность есть.
МЕНЯ НИКТО В АКТЕРЫ НЕ ЗВАЛ
— Почему же тогда вы не идете преподавать в театральный институт, чтобы продолжить семейное дело? Там же сегодня явно не хватает профессионалов вашего уровня.
— Я никогда не играл роль спасителя. Должна быть когорта преподавателей, с которыми хочешь работать. А если я приду и скажу, что до меня было плохо, а вот я сделаю все хорошо, то это может очень плачевно откликнуться в будущем. Когда-то маму пригласили в институт вести курс, чтобы она продолжила дело своего отца. До этого мама преподавала в студии при театре Франко. Но вот с институтом у нее не заладилось. Она разочаровалась: сказала, что лучше просто работать в родном театре. Я помню эти наши беседы и не хочу наступать на эти же грабли. Меня несколько раз приглашали преподавать, но я отказывался. Не чувствую в себе педагогических талантов.
— А дома вас учили актерскому мастерству?
— Нет, меня никто в актеры не звал, но и не отговаривал. Я в школе спортом занимался, учил иностранные языки. Но после школы все же подал документы в театральный институт, но разбил нос, и не смог поступить. Получилось только со второго раза. И мне некого было винить за этот выбор, когда у меня что-то не получалось. Ведь дома я видел все муки и слезы этой профессии, знал о закулисье без прикрас. Это был мой сознательный выбор. Я учился у прекрасного педагога Анатолия Скибенко, который работал в театре Франко вместе с моими родителями, и он привил мне любовь к этой сцене. Он говорил нам о Бучме, Милютенко, Ужвий. И это были не великие тени, а реальные актеры, которых я знал с пеленок.
— Ваши родители были примером идеальной актерской семьи. Вы никогда не жалели, что не смогли построить такие же прочные отношения?
— Моя жизнь сложилась, как сложилась. Таких людей, как моя мама, уже не будет. Родители познакомились после войны. У отца был фронт за плечами, у мамы – эвакуация. У них сложился идеальный брак, но это были люди другой эпохи, другого воспитания. И война их научила беречь друг друга. Они страдали в молодости, и совместная жизнь стала компенсацией за эти муки. К тому же отца быстро не стало – он ушел в 56 лет. Я уже старше его на 4 года. Но мои родители действительно исключение из правил, поскольку обычно актерские браки не очень крепкие. Однако я своей жизнью доволен.
— Династию продолжил Назар. На кого он похож?
— Назар – копия маминого брата, моего дяди Володи, прекрасного актера и режиссера. И внешне, и юмором он вылитый Владимир Семенович. И это прекрасно, потому что мой дядя был очень талантливым: у него были потрясающие комедийные данные. Назар унаследовал от него чувство вкуса и меры. Сын прекрасно чувствует, что такое эстрадная реприза, поэтому не вылезает из скейт-шоу и телевизионных проектов. Он снимается столько, что мне и не снилось.