Украинский цирк переживает сегодня не лучшие времена. И хотя наши артисты завоевывают первые места на международных фестивалях и востребованы за рубежом, родина их не особенно ценит.
- Корреспондент ГолосUA встретилась с генеральным директором и художественным руководителем Национального цирка Украины, народной артисткой Украины и СССР Людмилой Шевченко.
- Эта встреча произошла в гримерке киевского цирка. И хоть легендарного дрессировщика хищников и худрука цирка Владимира Шевченко уже нет в живых, здесь все напоминает о нем: и многочисленные фотографии, и статуэтки львов, которые ему дарили, и пепельница, в которой уже нет и не может быть окурков… С Людмилой Шевченко мы пообщались о реалиях украинского цирка и, естественно, не могли не вспоминать о Владимире и о советском цирке.
- — Сегодня Вы руководите цирком. Что для вас сложнее: выступать с о львами и тиграми или заниматься людьми?
- Конечно, цирком руководить сложнее. Потому что когда ты выступал с тиграми и львами, ты оставался один на один со зверушками. Это была твоя епархия – ты сам разбирался и тебе никто не мешал. Ты был сам себе хозяин. Хотя, если честно, у нас с 1970-го года был коллектив и никогда не получалось думать только о себе. Шеф (так называли Владимира Шевченко еще со студенческих времен все: и друзья, и коллеги. Шеф – сокращенное от Шевченко – прим. авт.) у нас был как папа и мама – к нему приходили, чтобы положить в больницу родственников, кого-то подлечить, кого-то отправить, кого-то трудоустроить, поэтому мы постоянно ковырялись в общественной работе.
- А сейчас мне сложно, потому что раньше у меня была такая «спина» и «плечи». Я никогда этим не занималась, хотя была при нем как еврей-советник. Это он меня так называл. Вдвоем нам было легче, потому что все равно он принимал решения, он был властный, конкретный, а я подбрасывала идеи, которые он либо отклонял, либо принимал. Поэтому мы всегда работали вдвоем.
- — Даже когда он стал художественным руководителем и директором цирка?
- Мы никогда не работали врозь. Он всегда говорил: «Я – голова, она – шея, куда захочет – туда и повернет». Такой у нас тандем. Я иногда злюсь, что он чего-то не доделал. Женщина – хозяйка и всегда видит огрехи мужиков. Я его носом тыкала, а он отмахивался, в результате я сейчас все доделываю и злюсь на него, как он мог не замечать такие вещи. Он был уникальной личностью своего времени, но как артист. Это все было от Бога.
- — Почему только как артист? Ведь когда Владимир возглавил Киевский цирк, он вышел совсем на другой уровень.
- Когда мы пришли, нам было принципиально, чтобы программы были на уровне. Но мы настолько подняли планку, что держать ее сложнее и сложнее. Поэтому я сейчас пошла на международный рынок. К нам сейчас иностранцы в очереди стоят в цирк. С сентября у нас будет просто обалденная программа, вот увидите: я беру испанку, которая делает иллюзию с животными, придет к нам семья Исрафилова, которые работают воздух и которых все любят. На фестивале в Праге мы на январь уже заявили и заказали три номера. Если я возьму мексиканских канатоходцев, то они у нас будут от цирка до «Украины» по канату в рекламных целях ходить. Нам сейчас дешевле брать артистов из Европы, чем россиян.
- — Чему он-руководитель научил Вас-руководителя?
- Теперь я его понимаю. Я тогда ему кричала: «Возьми и уволь этого человека», а теперь мне говорят «возьми и уволь», а я не могу. Это действительно сложно, потому что с людьми нужно общаться не как со зверями, а понять. Жалко, мне жалко людей! И хоть я не ожидала от себя таких решений, но сейчас я действую по принципу моего мужа. У него была привычка, которая меня постоянно раздражала – он никогда сразу не принимал решений. Он мне говорил: «Подожди, пройдет время, и оно само разрулится». И действительно, в 90% ситуации разруливались сами. Сейчас, когда мне нужно принимать решение, я делаю паузу, передыхаю, несколько дней терплю и действительно – ситуация как-то решается. Я еле-еле этому научилась, потому что у меня такой характер – мне нужно сейчас и сразу, поэтому мне приходится себя часто сдерживать.
- — У Вас есть «еврей-советник»?
- Никого! У меня в данный момент вообще нет помощников. Их в свое время получилось очень много – все разные группировки – и все мне все советуют. Я все это отметаю! Есть люди, к которым я немножечко начинаю прислушиваться, но они не в цирке. Это умные чиновники — люди, прошедшие совершенно жуткую чиновничью школу Министерства культуры.
- — Что или кто мешает Вам сегодня, как руководителю?
- Обидно, что цирк забыли. На фестивале в Монте-Карло украинцы взяли «золото» и «серебро», то же самое – на Детском фестивале. А нашему правительству и Министерству как-то все это до большой лампочки. Когда Руслана стала победительницей Евровидения, ей сразу присвоили звание Народной артистки Украины. А цирк никому не нужен! Нами никто не увлекается. Сейчас у нас новый министр. Бывший министр Михаил Кулиняк нам помогал, как никто. Но хоть сам он был хорошим, его службы нас сильно подкосили. Я понимаю, что Министерство культуры – заложник Кабмина: с них требуют и они требуют. Но у нас на 20 миллионов гривен сократили бюджетные ассигнования вообще на всю отрасль. Потом хотят всех нас (все цирки Украины) заставить написать в уставах, что мы коммерческие и должны давать прибыль. Но мы – бюджетная организация. Мы никогда не сможем давать прибыль! В этом году мы не получили ни копейки на капитальное строительство. При этом мы платим миллионные налоги, хотя сами ничего не имеем.
- — Зарплата у артистов, скорее всего, невелика?
- Сейчас творческим людям стали побольше платить, поэтому зарплата у нас не очень маленькая благодаря надбавкам. Например, наши наследники Юля и Коля (которые работают в аттракционе с животными Владимира и Людмилы Шевченко) получают 400 гривен за выход в клетку. Честно говоря, это смешные деньги! Если бы нам разрешили ввести договорную систему и полностью выплачивать артистам гонорар, мы бы все вытащили. Но у нас идут налоги. Если я беру какого-то артиста, 46% я должна платить налога за каждое его выступление. И мы не можем платить ему нормальную зарплату, потому что какой должна быть стоимость билетов? Поэтому мы работаем через «прокатчиков» — СПД-шников на едином налоге.
- Спрашивают, почему у вас нет артистов, почему они уезжают за рубеж? Потому что любой среднего уровня артист получит свои 100 долларов за выход за рубежом!
- Как-то начальница финансового управления Министерства сказала мне: «Почему это вы зверей кормите, когда они не работают?». На мое замечание, что звери хотят кушать каждый день, она посоветовала отдать их в зоопарк. Звери принадлежат Госкомимуществу, мы их не можем списать, убрать или продать, потому что они оформлены в Фондах.
- — В фильме «Укротительница тигров» дрессировщик, которого сыграл Сергей Филиппов говорил, что простой хищников «съедает кассу»…
- Да, конечно. Прошлый министр Михаил Андреевич освободил нас от тендеров на закупку мяса. Потому что процедура закупок может занять месяц или три месяца, а звери хотят кушать сейчас, а не завтра! Поэтому нас освободили от тендера на продукты и дали деньги на кормежку в «мертвый сезон», когда мы не работаем, потому что у хищников действительно сейчас проблема с работой. В Украине три аттракциона хищников и всего 10 цирков. За границу сейчас зверей вывезти невозможно, разве что в Россию, но и там тоже есть проблемы. Поэтому часто у нас звери простаивают по несколько месяцев без работы, а кормить их нужно. Благо, что кормежкой нас обеспечивают, хотя говорят, что мы должны сократить траты на 20%. Если зверю вместо 8 кг мяса дать норму 5 кг, а если сократить эту норму до 3 кг, то зверь будет голодным. А что такое голодный зверь? Он и тебя сожрет!
- — Говорят, генсек Леонид Брежнев часто бывал в цирке. Помогал ли он тогда?
- Да, он часто приходил в цирк на Цветном бульваре. Но мне сейчас даже страшно сравнивать те времена с нынешними. В те времена цирк и балет были элитой державы. Нам давали деньги, и мы кормили всю культуру зарубежными гастрольными поездками. Помню, только из Японии мы привезли государству 2 миллиона долларов. Это была политика, и государство вкладывало в нас огромные деньги. В России тогда было построено 69 стационарных цирков! Такого нигде в мире нет. Кроме того, у нас была хорошая творческая организация: когда оформлялся номер, артистам давали режиссеров, балетмейстеров, художников, композиторов… И это все бесплатно, за государственные деньги. Попробуйте это сделать сейчас?!
- — А сейчас артисты выкручиваются сами?
- Да, крутятся сами. Берут себе режиссеров, сами делают им отчисления. У нас правда есть свои кадры, но мы не имеем права расширять труппу. У меня две программы, и держать свой штат очень тяжело. Была бы система договоров, мы бы избавились от балласта, но пока не можем этого сделать. Получается, что одной ногой мы стоим в совдепии, а другой – в капитализме. А при капитализме все делает хозяин. Например, в Европе сейчас цирк поднялся. Говорят, кризис. Никакого кризиса нет! Артисты цирка были, есть и будут. И даже отработают на бетоне на Вокзальной площади, но какой это будет уровень…
- Я понимаю, что держать десять зданий на шее маленькой Украины с ее бедным бюджетом очень сложно. Но хотя бы Национальный цирк, который является визитной карточкой Киева стоило бы поддерживать.
- Посмотрите, Лукашенко в Минске за 2 года построил лучший цирк в Европе. И сейчас дал 50 миллионов! Вот что значит, когда президент лично заинтересован в цирке. Мои директора, вернувшись из Минска, ходили с открытым ртом и говорили, что мы никогда не будем такого иметь!
- — В нынешней программе работает много украинцев.
- Да. Это так. Я рискнула и взяла дорогую программу. Она себя не оправдала. Видимо, после елок у людей тяжелый период. Цирк сегодня заполняется зрителями на 40%, а нужно хотя бы на 50%. Будем выкручиваться… Сейчас мы хотим сделать скидку для студентов, а также акцию, по которой приобретая два билета, третий для ребенка старше пяти лет был бы бесплатным.
- С мая месяца я беру еще одну программу, в которой будут работать исключительно звезды украинского цирка, например, у нас будет знаменитый Дмитрий Халаджи. Работать нам нужно, потому что нельзя сидеть ничего не делать и только есть государственные деньги…
- Если посмотреть, то 80% украинских артистов работает на аренах мира. Академия наша выпускает ребят уже по заказу Европы и Дюссалея, даже им делают реквизит и проплачивают им. А для внутреннего рынка мне их сложно брать, мы не можем платить. У нас сейчас молодой студент-выпускник колледжа, чтобы отсняться в телепроекте, требует 1 тысячу долларов.
- — Вы как человек, рожденный 13 июня и, как артистка цирка, суеверны?
- У меня был один показатель – если я не волнуюсь перед работой, выходя в манеж, обязательно что-то случится. Всегда было волнение, тревога, нервоз. А когда я выходила, как маринованная льдина, как правило, что-то случалось. Это закон, а на все остальное мне было как-то плевать. Я всегда все делала наоборот, чтобы обмануть эти приметы, например, 13-го числа брала самые сложные трюки. Черные кошки – это все мои кошки! Я видела, как машина к даче подъезжает, и мой черный кот перебежал ей дорогу. Девочка постояла-постояла, развернулась и уехала другой дорогой. Вы что? Это все мои котики! Шеф у меня был точно такой же.
- — Вы скучаете по работе в манеже?
- Я – нет. До этого я несколько лет ныла ему (В. Шевченко), что пора уходить, ведь в цирке должны работать молодые и красивые. Хотя я была в хорошей форме, он мне говорил: «Ты до 60-и «воздух» отработаешь», а я отработала до 62-х. И в один момент я сказала: «Все! Не хочу больше». Я просто требовательный человек и к себе, и к другим, тем более, возраст все равно сказывается. Например, я перестала «висеть» пятку – это был мой коронный трюк. И хоть я репетировала с утра до вечера, но ничего не получалось. А потом я поняла, что у меня связки устали и не держат. А он уходил очень тяжело. На одном из первых выступлений наших наследников уже без нас в Санкт-Петербурге, его здесь снял какой-то фотограф, когда он стоит такой грустный… Я спрашиваю его, неужели ты хочешь в манеж? Он отвечает: «Да». Я его тогда не поняла, потому что уже видеть манеж не хочу, я и так отдала ему 40 лет жизни и столько сил!
- — А как вообще получилось, что Вы – гимнастка, чемпионка города, оказались в цирке?
- Так получилось, что я уехала от мамы в небольшой литовский городок к отцу. Там не было гимнастики, а ничего не делать я не могла. Ребята затащили меня в цирк на сцене – я сделала себе номерок с обручами, поездила с ними год. А потом, когда школу окончила, отец – он инженер-строитель — захотел, чтобы я пошла по его стопам. Дядя-адвокат в свою очередь предлагал мне поступать на юрфак в Риге, но у меня были проблемы с латвийским языком. Да и какой я юрист?
- Я подсмотрела, что наши пишут заявление в цирковое училище, с дуру отправила свое, поехала и поступила. С этого все и пошло. Я считаю, что это судьба. Потому что я мечтала о медицине, и уже во Львове у меня было свое место в мединституте. Но нам ввели 11-й класс, судьба моя и поломалась.
- — А вторая судьба была встреча с Владимиром?
- Я всегда говорила, дескать, зачем я в этот цирк пошла? Лучше была бы врачом. А он отвечал: «Я бы тебя тогда не встретил».
- У нас было безумное чувство ответственности друг за друга. Мы доверяли друг другу: он – мне, а я ему, как самим себе. Я думаю, что таких контактов и таких трюков, как мы, больше никто не сделает. Мы столько всего перелопатили, столько всего придумали. Мы хотели оправдать присутствие в клетке двоих – мужчины и женщины. Я на звере, через меня звери прыгают или я у него в руках – звери через нас прыгают. Это шло все без страховки, на голос, без палок. Но это мы придумывали, а сейчас то ли люди не хотят рисковать, то ли у них не хватает опыта.
- — Каждому дрессировщику достается от их питомцев. Как себя заставить войти в клетку к зверю, который тебя порвал?
- Это издержки производства. Всегда виноват человек. Вот медведь мне палец откусил, обезьяны меня рвали. Животное нужно чувствовать: у кошки все выдают глаза, а медведь.. это три точки и неизвестно, что ему взбрыкнет. Бывает, что люди после этого ломаются. Я же считала царапины боевым крещением, значит можно работать дальше.
- Животное есть животное. У него свой мир, свое мировоззрение, а мы всегда за них думаем. Мы своего льва отдали в старости, думали, что ему хорошо будет на островочке. А он от тоски умер через три дня. Человек думал, что льву будет так лучше, а ему плевать на эту свободу – ему нужна родная клетка и ты рядом. Эти вещи учат тебя психологически относиться к животным как к абсолютно свободолюбивым существам. Он такой же, как и ты – у него свой ареал обитания, и у тебя. И если зверь родился в неволе, он и будет жить в неволе.
- — Вы прожили с Владимиром вместе 49 лет. Наверное сложно осознать, что его больше нет?
- Чем дальше, тем больше осознаешь, что его нет. А в первые дни казалось, что он просто уехал в командировку. А сейчас я злюсь на него за все (смеется). Всегда мы ему говорили: «Вовочка, давай обследуемся». А он махал рукой. До тех пор, пока настолько не прижало, что он не мог ходить.
- Заставить его ходить по врачам было невозможно. У него же в поликлинике даже карточка тоненькая, хотя столько травм было и столько раз он лечился в больницах! Он ходил по знакомым врачам, лечился, а никаких выписок и даже кардиограмм для сравнения не было.
- — Владимир перед смертью разрабатывал законопроект о социальных гарантиях артистов цирка. Что с ним сейчас?
- На днях из Министерства нам как раз принесли проект закона «О цирке», который мы пытались трижды подать на рассмотрение парламента. «Закона о цирке» нет, а он очень нужен – там будут указаны все социальные гарантии артистов.
- — В том числе и выделение жилья?
- Я об этом молчу, потому что раньше цирки всегда давали артистам жилье. Например, в Киеве в доме, где магазин «Юность», целые этажи были заняты артистами цирка. То же самое было в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, не говоря про Рязань, Куйбышев и т.д.
- А сейчас у меня 8 человек живут в двухкомнатной «хрущевке», у них уже ребенку 19 лет. И они вынуждены чуть ли не в гардеробных жить. И никаких просветлений на этот счет, так что об этом я даже боюсь говорить. Заработать на квартиру они могут только за рубежом.
- — Вы говорили, что планируете создать музей украинского цирка.
- Да, он будет у нас в цирке. У нас уже много материала. И я знаю, от чего отталкиваться.