М. Берлин: «Есть три основные причины гибели людей на дорогах»

В Украине уровень смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий – один из наивысших в Европе. Среди причин этого эксперты называют несовершенную систему управления безопасностью дорожного движения, увеличение уровня автомобилизации и отсутствие развитой транспортной сети.
О ситуации на украинских дорогах, а также об инициативе провести всеукраинский аудит транспортных путей ГолосUA пообщался с президентом Всеукраинской общественной организацией «Ассоциация безопасности дорожного движения» Михаилом Берлиным.
— Общественная организация, которую Вы представляете, планирует заняться аудитом украинских дорог. Расскажите об этой инициативе.
— В Украине большая проблема со смертностью и травматизмом на дорогах. Приведу некоторые цифры. Украина занимает пятое место в Европе по уровню смертности и травматизма на автомобильных дорогах. Показатель смертности в Украине — 12 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения, в развитых странах, таких как Голландия, Германия, Швеция, в авариях погибают 4-5 человек из 100 тысяч. То есть в Украине погибает в 3-4 раза больше человек.
Мы выступили организаторами недели безопасности дорожного движения, которая прошла 12-18 ноября. В рамках этой акции состоялся автопробег Киев-Чоп, целью которого было проверить качество этой новой дороги, которую построили к Евро-2012.
Мы хотим создать общественный аудит дорог, то есть подключить фактически всю Украину. На примере дороги Киев-Чоп отработаем весь материал, вместе с учеными разработаем методику, пригласим экспертов, и после этого планируем запустить проект по всей Украине.
— Что именно планируете анализировать?
— Будем анализировать информацию по ДТП на дорогах, данные по интенсивности движения, будем изучать план и продольный профиль дороги. Также будем смотреть, делался ли аудит дороги раньше, если делался, то проанализируем, что изменилось: стало хуже или лучше. Будем проверять, проводили ли обследования дороги Автодор, милиция. Словом, будем собирать целый пакет данных, оформлять фото- и видеоматериалы, анализировать жалобы участников дорожного движения.
— С кем собираетесь сотрудничать в рамках проекта?
— С департаментом ГАИ, Автодором, учеными, страховыми компаниями, которые, наверное, будут главными нашими партнерами. Также мы работаем с волонтерами.
Вначале, как я уже сказал, мы разработаем методику на основании исследования дороги Киев-Чоп. Может быть, обратимся к нашим зарубежным партнерам. Потом мы разработаем методические рекомендации, затем будем тренировать людей со всей Украины, привлекать общественные организации.
— Когда данные будут собраны, куда Вы их будете направлять?
— Будем работать с Кабинетом министров, отправлять информацию туда, требовать отреагировать.
— На какой период рассчитан проект?
— Планируем работать над ним в течение года. Первым этапом фактически был автопробег Киев-Чоп.
— Какой процент дорог в Украине не соответствует нормативным требованиям?
— Эксперты говорят, что 70% украинских дорог изношены, 30 % — более-менее соответствуют требованиям. У нас одна хорошая дорога – это Киев-Борисполь. Все остальные – вы сами видите.
— В каких областях Украины происходит наибольшее количество ДТП?
— Это Житомирская область. Больше всего погибает людей на этой дороге (Житомирская трасса. – ред.). Также большая концентрация ДТП в Черниговской области.
— С чем, по Вашему мнению, в Украине связан такой высокий уровень смертности на дорогах?
— Есть три основные причины, из-за чего в Украине погибает так много людей: несоответствие улично-дорожной сети количеству транспортных средств, несовершенная система управления безопасностью дорожного движения и отсутствие культуры поведения на дороге.
В 2007-2008 годах в два раза увеличился уровень автомобилизации. И этот показатель постоянно растет, причем гораздо быстрее, чем меняются дороги. Дороги очень сложно строить и это очень дорого.
Если в Украине сейчас продается 160 тысяч машин в год, то, как уже было сказано, в 2007-2008 годах был скачок, бум продаж, и в эти годы в Украине продавалось свыше 700 тысяч машин.
В этот период мы имели резкий скачок смертности. То есть если сегодня на дорогах погибают свыше 5 тысяч человек, в те годы в Украине в авариях погибали 10 тысяч человек в год.

Читайте также по теме