Алена Потаева
06:01 22/05/2013

М. Берлин: Стоимость жизни украинского пешехода в сто раз дешевле европейского

Украинские дороги, по сути, превращаются в бои без правил. Ежедневно происходят ДТП, которые в среднем уносят жизни 14 человек в день. Каждый день на дорогах вследствие происшествий получают травмы 100 человек. И все чаще под колесами автомобилей оказываются пешеходы.

Корреспондент ГолосUA пообщался с президентом Всеукраинской общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения» Михаилом Берлиным о безопасности передвижения пешеходов на украинских дорогах, а также о перспективе снижения смертности людей в ДТП.
— Михаил Семенович, какое количество ДТП в Украине происходит по вине пешеходов?
— К сожалению, у меня нет такой информации. Но… водитель сидит в автомобиле – он защищен. И когда он сел в машину и, не дай Бог, сбил пешехода – он неправ, даже если пешеход, например, переходит улицу в неположенном месте. Поэтому в местах, где сосредоточено пешеходное движение, ограничивают скорость автомобилей до 20 км/ч. При такой скорости, даже если машина сбила пешехода, он может выжить. Если скорость будет превышать 30 км/ч, он не выживет. Поэтому в городах делают зоны, где машины должны двигаться только со скоростью 20 км/ч.
— Культура передвижения как водителей, так и пешеходов у нас оставляет желать лучшего…
— Да, но если правильно планировать улицы и организовывать движение так, чтобы было удобно пешеходам, они с удовольствием будут ходить по пешеходным переходам. А пешеходные переходы – это безопасность, их умеют делать таковыми.
— Как вы оцениваете качество и безопасность пешеходных переходов, например, в том же Киеве?
— Хорошо, что ВОЗ поднял тему пешеходов, потому что, к сожалению, до этого вопрос о пешеходах вообще не поднимался. Вы же видите, если в городах нет велосипедных дорожек и велосипедистами никто не занимается, кто будет думать о пешеходах? Хотя человек, который вышел из машины, становится пешеходом. Но, к сожалению, ментальность наших водителей, мэров, планировщиков направлена на создание благоприятных условий именно для автомобилистов, а о пешеходах вообще забывают. Поэтому наша задача сегодня – изменить не ментальность, а фокус внимания.
— Кроме оснащения безопасных пешеходных переходов, какие необходимо разработать правила, чтобы человек, передвигаясь на своих двоих на дороге, даже в условиях затрудненной видимости, чувствовал себя спокойно?
— Некоторое время назад предлагали оснастить одежду школьников светоотражающими лентами. Но попредлагали и закончили. А это нужно делать. Также необходимо заняться освещением пешеходных переходов и их разметкой – она должна быть более яркой. Например, в России уже вводят новые стандарты – к белым полосам добавляют оранжевые, чтобы «зебра» была лучше видна.
Еще делают новые технологичные источники освещения, когда над пешеходным переходом вешаются сильные лампочки. Пешеходный переход освещается и водители его видят.
Ведь если анализировать происходящие ДТП, чаще всего пешеходов сбивают ночью, потому что их элементарно не видят.
— Как, например, Константин Меладзе, который сбил насмерть человека?
— Он – нормальный человек, ехал трезвый. Но он не увидел пешеходный переход, потому что знак не светился, а сама «зебра» была не освещена. Поэтому одной из главных проблем в комплексе – отсутствие освещенности пешеходных переходов. Следовательно, необходимо в первую очередь привести их в порядок.
— Если водитель попадает в ДТП, то КАСКО и ОСАГО как-то покроют его расходы. Если же попадает в аварию пешеход, ему светят суды, а дальше как пойдет…
— Есть два вида страхования – КАСКО и ОСАГО. КАСКО, по сути, это страховка машины, а ОСАГО – это страхование собственной ответственности. Если водитель, не дай Бог, насмерть сбивает пешехода, страховая компания выплачивает его родным 100 тысяч гривен – это, всего-навсего, 10 тысяч евро! А, к примеру, человеческая жизнь в Европе оценивается в миллион евро. То есть, жизнь украинского пешехода в 100 раз дешевле европейского.
Поэтому мы сегодня поднимаем вопрос, чтобы хотя бы стоимость жизни в Украине оценивалась в 100 тысяч евро.
— Но нужно ли, с вашей точки зрения, вводить обязательное страхование для пешеходов?
— Нет, оно уже существует. Ведь Обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) и есть страхование, которое защищает водителя, если он нанес ущерб жизни и здоровью третьего лица. Если водитель сбил пешехода, вне зависимости от причин произошедшего, страховая обязана выплатить ему компенсацию. Но сумма возмещения сегодня крайне низкая, и ее нужно повышать. Потому что когда повышается стоимость жизни, решается много проблем.
— Учащаются случаи, когда над пьяными водителями, которые в ДТП сбивают на «зебрах» пешеходов, люди устраивают самосуд.
— К сожалению, это вопрос не безопасности движения, а проблема более высокого уровня – наших судов. Люди не верят в украинскую Фемиду. Поэтому самосуды будут устраивать все чаще, до тех пор, пока власть не начнет заниматься судами.
— В идеале, если правительство не только поддержит реформы по повышению безопасности дорожного движения, но и реализует мероприятия в полной мере, реально ли за 10 лет снизить уровень смертности на украинских дорогах?
— Реально можно снизить смертность на дорогах до уровня 4 человека на 100 тысяч населения. И не за десять лет, а раньше. Есть реальные примеры. Например, во Франции смертность на дорогах составляла 20 человек на 100 тыс. населения, а сейчас 4 на 100 тыс. А у нас погибают 17-18 на 100 тыс. человек!
— А если учитывать реалии нашей страны, сколько нам времени понадобится для снижения уровня смертности на дорогах?
— Сложно сказать, этот процесс будет тянуться, пока мы не научимся жестко спрашивать с чиновников. Мы сегодня создаем организацию как раз для того, чтобы спрашивать с чиновников. Потому что всеми вопросами занимается не премьер-министр, а именно чиновники.
Сегодня у нас осталась ментальность 40-летней давности – в ДТП виновен водитель. А у них (в Европе) все по-другому – у них виновны те, кто строил дорогу, на которой случилось происшествие, виноваты те, кто создает автомобили, и виноват водитель. Там схема такая – если водитель ошибся, то прежде исследуют машину и дорогу, по которой он двигался. И мы должны прийти к такому же методу.

Читайте также по теме