Столичный евромайдан живет уже третью неделю и события вокруг него, похоже, не утихают, а иногда кажется, после некоторых действий и заявлений власти и политиков, еще больше разгораются. Есть и так называемый антимайдан, где по информации в СМИ людей с каждым днем также становится больше. Что происходит в Украине? Можно ли назвать эти процессы революцией? О политическом и гражданском кризисе в Украине — председатель Общественного совета при КГГА, председатель ГО «Киевская Перспектива», политог Марина Бурмака.
— Если говорить с точки зрения науки политологии, то нынешние события не носят признаков революции, то есть они не содержат фундаментального изменения существующей политической или экономической системы. Мы наблюдаем с Вами демократическое протестное движение. С одной стороны — на Майдане независимости — граждане вышли выразить свое несогласие с определенными действиями власти. И это касается не только срыва подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Как утверждают социологи, более половины граждан вышли высказаться против произвола власти, коррупции, нарушения представителями власти Конституции и законов Украины. За что люди стоят на Майдане? За справедливость, уважение человека и его достоинства, за прозрачность власти и законность. Кроме того, у нас есть участники акций возле Мариинского дворца, которые вышли выразить свою поддержку действиям действующего президента и власти в целом. Организация и содержательная часть этих двух сторон значительно отличается.
Но, когда мы говорим об участниках нынешних протестов, то объективности ради нам следует иметь ввиду, что в нынешних событиях есть одно важное отличие от предыдущих акций. Происходит большое количество провокаций, которые умышленно превращают мирные протесты в различного рода беспорядки и нарушения. Поэтому, когда мы делаем оценку нынешних событий, нам следует отличать мирных граждан и, собственно, подготовленных провокаторов, которые являются частью определенных сценарных планов.
— Сейчас очень многие политики, аналитики, эксперты утверждают, что точка «невозврата» уже прошла и иного варианта, нежели идти до конца у одной, и у другой стороны уже нет. По Вашему мнению, осталась ли возможность спокойного урегулирования ситуации?
— Вы знаете, Первый Президент Украины Леонид Макарович Кравчук часто начинает предложение фразой: «если бы власть была умная …» и т.д. Поэтому если политики с обеих сторон — и со стороны власти, и со стороны оппозиции — будут в своих решениях и действиях руководствоваться интересами Украины и наших граждан, то выход всегда может быть найден.
А пока в стране мы имеем серьезный политический кризис. Он вызван многими факторами. И выход, очевидно, лежит не только в кадровых изменениях на высоком государственном уровне. Мы не видим эффективности политиков в переговорном процессе. И мы же не видим особого желания власти пойти навстречу гражданам. Ведь, на призывы политических партий вышли только 5 % граждан. 95 % не связывают свои протесты с политическими партиями и их лозунгами. У граждан — свои требования.
Понимаете, призвание власти — обслуживать своих граждан, за наши же средства. А для этого власть должна знать проблемы людей, их пожелания.
И если власть не смогла предотвратить конфликтную ситуацию, не смогла вовремя услышать людей, то она должна решать проблему путем переговоров — за круглым столом, в партнерских взаимоотношениях со всеми участниками процесса. Причем, решения должны приниматься не те, которые лучше для власти в текущий момент. А те, которые лучше для общества. Сегодня партнером власти является Майдан. И только цивилизованный диалог именно с участниками Майдана и проложит путь к пониманию.
Но хочу вам сказать, что граждане как с одного, так и с другого майдана выражают свое разочарование действиями политиков именно по неспособности поиска компромисса и выхода из этого кризиса.
— Большинство людей вышло в ноябре, сначала, за евроинтеграцию, затем киевляне вышли против силового разгона Майдана, также были заявления об увольнении и перевыборах всех ветвей власти. Скажите, Вы были на площади? Общались с гражданами? Сейчас какие основные настроения, за что люди стоят?
— Да, конечно. Как Председатель Общественного совета при КГГА, я должна быть там, где киевляне. Если вы спрашиваете именно о Майдане, то настроение там удивительные. Во-первых, это территория абсолютной свободы, свободной от какой-то пренебрежительной власти или руководства в общепринятом понимании. Главный начальник на Майдане — это народ! Причем, с высокой политической культурой, активистского типа, высокого уровня самоорганизацией, дисциплиной и четким распределением обязанностей относительно функционирования территории. Хотя до начала Майдана результаты социологических исследований свидетельствовали о преимущественной склонность киевлян к обособлению от других жителей города, однако несколько силовых разгонов показали высокую солидарность граждан, взаимопомощи и взаимовыручке.
Это же не простые люди стоят там. Это люди, которые шли против вооруженных полчищ Беркута с гимном Украины на устах. Они пели «Ще не вмерла України ні слава ні воля» как молитву, что их оберегает.
Если описать атмосферу Майдана одним словом, то я бы назвала это слово «достоинство». Мне запомнилась надпись на плакате одного митингующего: «Янукович, ты не понял — мы уже люди!». Вот именно такое настроение, достоинство свободных людей, осознающих свою принадлежность к украинскому государству, я бы и назвала квинтэссенцией нынешнего Майдана.
— Со стороны власти муссировалась тема, что на евромайдане нет киевлян. Согласны ли Вы с этим? На самом ли деле это полюсные протесты — представителей Запада и Востока Украины?
— Ну как нет киевлян? Киевлян на Майдане как раз очень много. После работы, после 18 часов их количество значительно увеличивается. Опросы показывают, что 50% участников Майдана — это киевляне, и только половина — приехали из разных уголков Украины. Достойных людей достаточно по всей Украине. Понимаете, это не просто люди приехали помитинговать. На мое абсолютное убеждение — это лучшие люди нашей страны, которые способны пожертвовать и своим комфортом, и своим здоровьем, чтобы добиться определенного блага для других граждан. Наконец, вот именно люди такого типа во все времена и боролись за независимость Украины.
И на одном, и на другом Майдане есть представители из разных уголков нашей страны. Общим является то, что люди хотят лучшей жизни, хотят счастья для своих детей. Но отличие состоит в том, что в Украине есть две мировоззренческие парадигмы. Это два разных типа политической культуры, это два разных видение направления развития Украины, две разные мечты, можно сказать.
Так вот, задача политиков – искать как раз объединительную идею для Украины, общую для обеих частей — и для Востока, и для Запада. Уравновешивать и согласовывать все интересы. И что очень важно — проводить для людей четкую и понятную разъяснительную работу относительно планов, приоритетов деятельности власти. Чего, например, не наблюдалось по выбору между Ассоциацией с ЕС и Таможенным союзом. Если мы хотим, чтобы общество действовало в сознательный способ, а не руководствовалось эмоциями или лозунгами политиков, власти стоит выполнить свою просветительскую функцию, организовать разъяснение специалистами преимуществ и недостатков того или иного выбора.
Чтобы люди дискутировали не в плоскости однополых браков, которыми нас пугает Премьер — министр, а действительно понимали, почему именно власть делает те или иные шаги. Ведь людям подают только мифы и сказки, возмущая эмоции.
— Вы, как председатель Общественного совета города Киева, в чем видите выход из ситуации, которая сейчас сложилась? Вы присутствовали на круглых столах инициированных Президентом Кравчуком, какие у Вас были предложения? Такой диалог эффективен?
— Как председатель Общественного совета, конечно, я стою на позициях защиты интересов граждан. Поэтому во время общенационального круглого стола с участием всех Президентов, политиков, общественности, мои предложения касались основных моментов: 1. Прекратить попытки силового разгона Майдана. 2. Прекратить аресты мирных протестующих и освободить тех невинных людей, которых арестовали 1 декабря на улице Банковой. 3 . Параллельно с общенациональным круглым столом открыть такой диалог во всех областях, ведь такие же Майданы есть по всей Украине. По моему мнению, власть во всех областях должна сделать шаг навстречу людям, и узнать, какие проблемы их беспокоят на местном уровне. С какими же проблемами вышли люди на улицы? Составить план совместных действий по решению таких проблемных вопросов. А столица здесь должна быть первой и показывать пример такого диалога. Это — если коротко.
— Как Общественный Совет при КГГА проявил себя за эти дни? Вы ходили в захваченные здания КГГ»? Что было сделано советом? Ведь, именно Общественный совет является некой «площадкой» для диалога власти и общества, не так ли?
— Хочу вам сказать, что в этих событиях впервые проявилась роль Общественного совета при городской администрации как общественного органа, который работал для киевлян, уменьшая напряжение между двумя противоположными участниками процесса (Майданом и Антимайданом). В поисках компромисса мы поддерживаем диалог со всеми сторонами, в т.ч. с лидерами оппозиционных партий и представителями городских властей.Конечно, мы стараемся доносить правдивую информацию до различных сторон, что же происходит на разных майданах. Ну и конечно, призываем власть к диалогу с гражданами — это самое главное.
Мы, безусловно, отслеживаем то, что происходит в здании городской администрации. Мы также поддержали граждан в том, что зданию необходима государственная охрана. Наконец, с управлением госохраны заключено соглашение. Но городская власть заняла другую позицию. Потому что она сегодня фактически полностью представляет интересы правящей партии, а не интересы киевлян. Правда, это не уменьшает нашей настойчивости. Общественный совет не занимает никакой политической стороны. Наша политика — это граждане.
Мы четко стоим на защите людей. Хотя, мои коллеги говорят, что наша позиция вызвала, можно сказать, шок и недовольство среди чиновников. Они поняли, что Общественный совет не карманный. Так мы всегда были такими. Мы всегда были нормальными людьми. Мы всегда отстаивали интересы киевлян — и только так. Общественный совет и сейчас остается объективным и конструктивным, так как мы для себя решили с самого начала.
Общественный Совет уже доказал на практике свою способность к посредническим функциям в решении конфликтов, эффективность в налаживании общественного диалога с различными группами интересов на уровне города.
— Как Вы считаете, вынесла власть какие-то уроки для себя? Вы сами, в чем видите проблематику диалога между властью и общественностью? Попов отстранен важен диалог с митингующими. Или он возможен?
— Несмотря на все реалии нашего политикума, я все равно остаюсь романтиком. И поэтому, как любой романтик, скажу вам честно, я ожидала, что власть действительно поймет, что когда выходит на улицу миллион граждан, выражая протест против действий власти, то следствием этого будет, как минимум определенный диалог по решению тех проблемных вопросов, с которыми люди вышли.
Это очевидно, что людям уже накипело, и все, что происходит — это способ привлечения внимания властей к проблемам граждан.
Но на данный момент, в обществе царит социальный шок от нежелания власти или неспособности видеть людей в своей стране. От допустимости такого неслыханного грубого применения силы против мирных граждан. Очевидно, что в настоящее время власть и граждане находятся на совершенно разных цивилизационных уровнях. И о каком-то взаимопонимании очень трудно говорить.
Но если люди не получили удовлетворения своих ожиданий по исправлению тех проблем, с которыми они вышли на протесты, то мы же понимаем, что напряжение в обществе будет только нарастать. И любые конфликты будут еще более радикальными.
— По Вашему мнению, может быть какая-то объединяющая идея, кроме сидения за круглым столом (а потом не всегда выполнение обещаний ), для украинцев, в том числе для киевлян, именно для людей?
— Эти события действительно показали, что в обществе назрела большая потребность в объединяющей идеи, которая бы направляла энергию граждан на развитие и позитив. Поэтому сейчас объединительная идея для всей страны — это вопрос для общего мозгового штурма.
Объединяющей идеей для киевлян я бы видела например, совместную работу для вхождения Киева в Топ-50 ежегодного рейтинга лучших городов, комфортных для жизни. При подготовке рейтинга рассматривается ситуация и условия жизни населения в 420-ти городах мира на шести континентах. Исследователи анализируют различные факторы от политических до климатических. На мой взгляд, воплощение этой идеи, больше всего соответствует ожиданиям киевлян относительно прогнозируемого будущего, и может направить как действия власти, так и активность граждан для достижения единой цели — благосостояние всех жителей столицы, независимо от возраста, профессий, политических взглядов и мировоззренческих убеждений.