М.Гончар: « Украина могла договориться с Европой о перепродаже нам российского газа по обоснованным ценам».

Ситуация с газовыми переговорами продолжает оставаться неопределенной. Власть упорно не комментирует газовую тему, заявляя, что "все идет по плану и хорошо". Но, несмотря на все, вопрос о снижении цены на газ не сдвигается с мертвой точки. О том, как следовало  бы действовать Украине в сложившейся ситуации, «ГолосUA” расспрашивал у  руководителя  энергетических программ центра «Номос» Михаила Гончара.

— 21 декабря состоялось заседание СНБО по вопросам газовых переговоров с Российской Федерацией, но ни каких существенных заявлений не было сделано. Как долго могут длиться переговоры по газу и в чем основная их проблема?

— Действительно, из заявлений власти мы не услышали ничего нового. Переговоры продолжаются, что и было сказано. Думаю, что после европейского провала Украины Россия видит нашу страну исключительно в качестве своей добычи и ее конечная цель — максимальная экономическая энергоэкспансия. Именно в этом и причина задержки переговоров. Есть еще ряд факторов, связанных именно с тем, что Украина растеряла много позиций и не воспользовалась определенными шансами. Логично, что российская сторона теперь использует это в свою пользу, как дополнительные рычаги давления.

— О каких шансах и позициях вы говорить, что именно могла сделать Украина?

  —  Ну, во-первых, украинская власть могла договориться с Европой, которая покупает российский газ, о перепродаже нам его по экономически обоснованным ценам. Если бы она сделала это вовремя, сегодня мы не вели бы разговор ни о каких уступках.

— То есть, мы могли договориться покупать российский газ не в России, а у Европы?

— Да, теоретически осуществлять реверсивные поставки с Запада на Восток возможно. Для этого, правда, Украина должна была провести не один этап переговоров. Но, по сути, мы и сейчас ведем бесконечные переговоры с Россией. Разница лишь в том, что ЕС готов был бы идти нам на уступки, а она нет.

— … И сейчас мы этот шанс окончательно потеряли?

— Сейчас мы можем только прервать переговоры с Россией относительно газового контракта на некоторое время, чтобы получить поддержку Европейского союза. Ясно, что сейчас время играет на руку России, поэтому у нее большое преимущество. Но, Украина должна войти из переговоров и обратиться за консультативной помощью к ЕС. Когда мы продемонстрируем готовность сотрудничать с Западом и укрепим свои позиции, вести переговоры с Москвой будет значительно легче. Проще говоря, Украина должна прекратить вести политику маятника и определиться.

А так получается, что политика Украины привела к отделению от Европы. И теперь украинским переговорщиком нечем давить на Россию, нечем крыть … Москва понимает: Украина слаба и рано или поздно "Газпром" получит нужный результат. Повторюсь, что реакция могла бы быть лишь в случае начала реального сотрудничества Украины и ЕС.

— Если мы не изменим эту политику, если окончательно отойдем от поддержки ЕС в газовом вопросе, что тогда?

— Тогда возникает угроза  энергетической интеграции. Вообще, должен заметить, что 2012 год станет своеобразным рубиконом, который и определит дальнейшую судьбу Украины в вопросе энергетического сотрудничества. Либо мы увидим сценарий еврореформирования "Нафтогаза", либо сценарий газовой камеры альянса с "Газпромом". ситуация усложняеться еще и тем, что 2015 году, вероятнее всего, произойдет европейская самоизоляция в вопросе энергетики, поскольку будет окончено формирование энергетической инфраструктуры ЕС, и именно это время станет решающим для Украины. Поэтому, если сейчас Украина не впишется, мы сами себя выбросим за борт всех энергетических интеграционных процессов.

— Вернемся к заявлениям, озвученным на заседании СНБО. В частности, было провозглашено, что Украина начнет поддержку программы энергосбережения и использования собственного или альтернативного топлива?

— И снова лишь слова .. Украина ежегодно сокращает объемы добычи собственного газа, о каком увеличении мы говорим? /> Более того, на заседании СНБО сказали, что планируют, а “планировать» и “делать” вещи разние. Если бы на заседании СНБО Украины прозвучали дополнительные задания относительно завершения подготовки новой редакции энергетической стратегии Украины, или была предложена конкретная программа, тогда можно было бы и поверить.

Понимаете, программа увеличения собственной добычи — это программа не одного года и не минутной перспективы. В 2011 году Украина добыла только 20,1 млрд. куб. м. газа, а это показатель 2004 года. У власти нет системных действий в этом вопросе.

— А как насчет диверсификации поставок газа?

— Уже 20 лет мы не видим никакого прогресса в вопросе диверсификации. Поэтому ожидать, что после решения СНБО вдруг будет найдено решение проблемы, не стоит. Это не более  чем просто декларации, хотя они и правильные для Украины. Мне кажется, что главная проблема Украины, даже не в том, что она не может договориться, а, к сожалению, в том, что украинская позиция сегодня заключается не больше , чем в желании закрепить лоббистские интересы отдельных украинских групп.

— Мы можем говорить о перспективах енергетической независимости?

— Мы можем об этом говорить, как и любая другая страна. Однако, опять же, вернемся к отсутствию у власти четкой программы, политики, системы действий. Это тяжелая работа на лет 10 вперед и мы уже должны делать первые попытки.

Читайте также по теме