М. Киреев: «Люди воспринимают приватизацию портов с опаской»

Сейчас полным ходом идет подготовка к приватизации морских портов Украины. Таким образом, начатый после распада СССР процесс отчуждения у государства всей структуры, связанной с морской отраслью, вступает в решающую фазу. Сначала был фактически уничтожен отечественный флот, теперь дело дошло и до береговой инфраструктуры. Смогут ли проконтролировать приватизацию профсоюзы, призванные защитить человека труда? На этот и ряд других вопросов мы попросили ответить председателя профсоюза работников морского транспорта Украины Михаила Киреева.

МОРСКАЯ ДЕРЖАВА ИЛИ СТРАНА У МОРЯ

— Михаил Иванович, прежде всего, хотелось бы узнать ваше мнение по волнующему сейчас многих наших сограждан вопросу: Украина – это морская держава или просто страна у моря?

— Еще Петр І говорил, что счастлива та страна, которая имеет выход к морю. Он имел в виду, конечно же, наличие своего мощного флота, ведение морской торговли и так далее. К сожалению, после того, как Украина стала независимым государством, она это счастье потеряла. Нет, сами выходы к морю остались. Но где же былой славный флот, где, образно говоря, та курица, которая несла золотые яйца? Один из крупнейших в мире флотов благополучно угробили. Откровенно могу сказать, что первый Президент Украины посчитал: специалистов морской отрасли, а именно по морскому судоходству, в Украине нет, все они в Москве, потому что там было Министерство морского флота СССР. Из этого был сделан вывод, что Украине флот не нужен. С легкой, а лучше сказать, с нелегкой руки тогдашнего руководства, суда стали уходить в оффшоры. Черноморское пароходство, которое насчитывало тогда более 350 судов, осуществляло большую часть перевозок как национальный перевозчик, было крупным поставщиком средств в бюджет, в том числе и валютных, так и кануло в Лету. Кстати, до сих пор еще пытаются некоторые объекты Черноморского пароходства продать, раздать. Это говорит о том, насколько же оно было богатым, что за все эти годы не смогли все растащить, как говорится, до донышка. Так, к сожалению, в Украине флота не осталось и было заявлено, что она уже не морская держава, а транзитная.

— А транзит осуществляется через порты…

— Да, порты – это морские ворота страны, через которые поступают и уходят грузы. И всегда порты были самодостаточными, градообразующими предприятиями. Как правило, с большой социальной сферой. А это стадионы, базы отдыха, детские сады. Портовики всегда считались эдакой привилегированной частью работников и в отрасли, и в нашем профсоюзе. И вот реформы, всевозможные преобразования, происходящие в стране и отрасли, коснулись и портовиков. Точно можно утверждать, что широко обсуждаемый сейчас Закон о морских портах Украины, далек от совершенства. В нем нужно многое дорабатывать. Только на моей памяти было где-то семь вариантов этого закона. Его перекраивают, переиначивают, подгоняют под определенные интересы. Каждый старался его «подстроить» под себя. Некоторые народные депутаты тут руку приложили. Могу об этом судить, ибо участвовал в нескольких заседаниях подкомитета профильного парламентского Комитета.

— Что так настораживает профсоюзы в этом законе?

— Понимаете, людей пугают, например, примеры российского опыта приватизации морских портов. С россиянами, кстати, мы недавно на эту тему общались. И они рассказали, что где-то 50 процентов работников попадают под сокращение. Вот взять хотя бы порт Рени. Это градообразующее предприятие. Куда после увольнения из порта людям идти работать? Такая же ситуация и в других портах. Вот и получается, что людей нужно куда-то устраивать. Поэтому самый главный на сегодня вопрос: зачем нам этот закон? Мы работали, получали нормальную зарплату, порт рентабельный, приносит доход… Зачем порты отдавать? Неужели государство не может ими эффективно управлять?

ПРЕДУСМОТРЕТЬ И УПРЕДИТЬ

— Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в отрасли?

— Исходя из того, что флота у нас фактически нет, а остались только порты и береговая структура, то и говорить приходится только о них. И вот тут подход должен быть продуманным и взвешенным.  Мы еще несколько лет назад предусмотрели эти процессы и приняли упредительные меры. В нашем отраслевом соглашении, в коллективных договорах их заранее заложили. Теперь представители трудового коллектива, как правило, это профсоюзы, которые подписывают коллективный договор, обязательно должны участвовать во всех комиссиях по вопросам оценки собственности и ее стоимости. То есть, можно сказать, что профсоюзы должны контролировать процесс приватизации морских портов.

Что касается объектов социальной сферы, вы посмотрите, какие сохранились при портах прекрасные базы отдыха, дома культуры, школы, детсады! Ведь здесь оздоравливались, учились, ходили на концерты целые поколения портовиков. Как же это взять у трудового коллектива и отдать кому-то в собственность? И, конечно же, предприятия хотят сохранить для себя эти объекты социальной сферы.   

— Как ваш профсоюз защищает социально-экономические права и интересы работников?

— На каждом предприятии отрасли принимаются коллективные договоры, где прописываются социальные гарантии для сотрудников. Там же гарантируются безопасные условия труда. В связи с реформированием, изменениями в форме собственности портов, людей, конечно же, интересуют вопросы: сохранятся ли за ними рабочие места и социальные гарантии? И вот сегодня стоит перед председателями профкомов портов главная задача: идти прямо к людям, на причал, объяснять не абстрактному, а совершенно реальному Ивану Ивановичу, что профсоюз тебя защитит, и ты должен оставаться членом профсоюза. А мы будем стараться сохранить за тобой эти социальные гарантии. И кто бы ни пришел – какой-то заокеанский Смит или российский и украинский олигарх, по украинскому законодательству предусмотрено, что к ним идет профсоюзный лидер или представитель профкома, представляется и говорит: здесь действует профсоюзная организация и давайте подпишем коллективный договор.

И хочет новый собственник или не хочет, но он, в соответствии с украинским законодательством, должен это сделать. Я всегда говорю, что против доведения ситуации до конфликтов, противостояний. Становиться в позу, начинать войну, выходить на баррикады – это не самый правильный подход. Ценится сегодня в Украине, как и в международной профсоюзной деятельности, переговорный процесс, социальный диалог.

— А ведь кроме портовиков есть еще у вас и такая категория, как украинские моряки. Как с ними обстоят дела?

— Да, около 70 тысяч украинских моряков работают на иностранных судах, ходят под флагом чужой страны. Своего-то флота, к сожалению, нет. И, естественно, наш профсоюз как коллективный член международных профсоюзных организаций, подписывает с иностранными судовладельцами коллективные договора. Мы требуем от них их выполнения. Сейчас у нас идет процесс не только подписания этих договоров, но и их расширения, углубления, совершенствования. С принятием сводной Конвенции повысятся требования к агентствам, которые занимаются трудоустройством моряков.

Читайте также по теме