Даниил Кляхин
13:26 26/03/2011

М.Ненашев: «Украинские верфи для России – это жизненная необходимость»

В ближайшие годы Россия намерена кардинально обновить свой Военно-морской флот. И надеется, что поможет ей в этом Украина. О том, какие планы строит Москва на украинские верфи, что собирается делать в Крыму и дальнейшей судьбе крейсера «Украина» в интервью собственному корреспонденту «ГолосUA» в Москве рассказал депутат Государственной думы России, председатель подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Михаил Ненашев. 

— Михаил Петрович, недавно в российских СМИ прошло сообщение со ссылкой на анонимный источник, что якобы Россия отказалась покупать у Украины недостроенный ракетный крейсер, бывшее название «Украина», но готова забрать его бесплатно. Прокомментируйте, пожалуйста

— Я не знаю, откуда у этого сообщения «ноги растут», но, естественно, это неправда. Переговоры по покупке корабля проекта 1164, который стоит в Николаеве, на Судостроительном заводе им. 61 коммунара, между Украиной и Россией продолжаются. Нам, России, российскому флоту, этот крейсер очень нужен. У нас на сегодня мало новых кораблей и в нынешнем году в состав флота войдет только один крейсер первого ранга, если не считать двух подводных лодок.

Что касается бывшего крейсера «Украина», то сейчас основной темой переговоров является состояние корабля, исходя из которого, собственно, и будет складываться цена. За более чем 20 лет, что этот корабль стоит на достройке, там многое устарело, какие-то механизмы требуют замены, переустановки. Нам предстоит выяснить, какие траты нас ожидают и их объем. Хотя 20 лет для такого корабля – не срок, он планировался на эксплуатацию в течение 50 лет. Понятно, нужна тщательная инвентаризация и она сейчас проходит. Поэтому, скорее всего,  апрель уйдет на экспертизу и согласование вопроса цены. Хотя ваш министр обороны Михаил  Ежель и говорит, что готовность крейсера составляет 95%, но он ее явно завышает. То есть это тоже необходимо согласовать. Вопрос должен быть более-менее ясен к началу мая.

— Россия заявила о намерении кардинально обновить свой флот до 2025 года, ввести в строй десятки новых боевых кораблей. Предполагается ли, что часть этих заказов может быть размещена в Украине, где сконцентрированы судостроительные заводы, имеющие богатый опыт военного кораблестроения?

— России украинские верфи нужны, это жизненная необходимость. В том числе и для размещения военных заказов. Вопрос экспертов в том, как мы сможем использовать ваши предприятия – в качестве только сборки корпусов, оснащения или по полному циклу. У нас потребность в украинских мощностях очень велика, на десятилетия вперед. Но конструктивная плодотворная совместная работа возможна только в том случае, если украинская элита не будет шарахаться. И если политическая власть в Украине будет предсказуема. Потому что мы же все понимаем, что украинская власть в лице «оранжевых» это одна власть, а нынешняя – совсем другая,  теперь мы хотя бы можем нормально разговаривать.

И Россия, и Украина заинтересованы в том, чтобы у украинского потенциала открылось второе дыхание. Не только в области авиастроения или космической отрасли. У морской сферы тоже огромные перспективы. Российская Объединенная судостроительная корпорация уже имеет более чем приличный портфель заказов, на 2-5 лет вперед. Поэтому нам украинские верфи еще нужны для того, чтобы мы совместно с украинской стороной выполняли эти заказы, а не передавали их, как сейчас, в Южную Корею, Китай или другие третьи страны. Это интерес реальный — не для красного словца или «усиления переговорных позиций».

Впрочем, совместная работа России и Украины в области судостроения уже идет: на многих наших судостроительных предприятиях, «Янтаре» в Калининграде, «Севмаше» в Северодвинске и остальных, работают украинские судостроители, инженеры. Так что, по сути, мы сохраняем кадры для украинского судостроения. Российские инвесторы размещают гражданские заказы и на украинских верфях. Но тут вопрос в том, что украинские судостроители далеко не всегда выполняют взятые на себя обязательства. У нас сейчас 12 таких проектов «зависли»: вначале украинские заводы называли одну цену и сроки, а по факту сроки не выдерживаются, а цена повышается. Соответственно, инвесторы чувствуют себя, скажем так, напряженно.

— Программа обновления российского флота предусматривает и строительство двух-трех авианосцев. Раньше, в Советском Союзе, авианесущий флот строили на юге Украины — на Черноморском судостроительном заводе. Возможно ли там теперь размещение российских заказов?  

— У нас есть и «Адмиралтийские верфи» в Санкт-Петербурге и Северодвинск. Они теперь тоже в состоянии строить авианесущий флот. Хотя вопрос по строительству авианосцев в Украине тоже не исключается, сейчас рассматривается и детально прорабатывется. Мы все варианты рассматриваем, проводим экспертизы — и по авианосцам, и по другим кораблям океанской зоны.

— А российских экспертов не смущает, что судостроительные верфи в Украине находятся, мягко говоря, в плачевном состоянии, многие производственные мощности разрушены или устарели?

— С учетом мирового опыта можно утверждать, что любую верфь можно за два-три года восстановить или даже создать заново. Для этого необходимы несколько факторов – политическая воля, это главное, и наличие соответствующих кадров управленческого звена и технологического сектора.  В Украине огромный людской потенциал. Причем народ трудолюбивый, народ дисциплинированный, народ, стремящийся к развитию. Тут все факторы сходятся. Поэтому – не смущает.

— Россия уже вплотную подошла к размещению военных заказов на иностранных верфях – в частности, Франция стала победителем тендера на строительство десантных кораблей типа «Мистраль». На какой стадии этот проект? 

— Вопрос по «Мистрали» в данный момент находится в процессе технологического обсуждения. Или его будет строить СП российско-французское, или первый корабль, как это предполагалось изначально, будет сделан французской стороной. Но сейчас стоит проблема, какие технологии передают нам французы, ведь во всем мире подобные вещи являются военной тайной. Обсуждаются условия, которые мы сейчас предъявляем французам, – какие они примут, а какие нет.

Лично я остаюсь при своем мнении: все, что нам предлагают французы, мы можем сделать сами. Говорю это на примере самолетостроения, машиностроения, приборостроения. Но раз принято такое решение, то посмотрим, как оно будет реализовано, и в этом плане мы хотели бы конечно, чтобы проект был успешным. Но пока конкретики никто — ни по линии Объединенной судостроительной корпорации, ни по линии других ведомств, не может предъявить. Поэтому все пока находится в процессе согласований – какова начинка корабля, что будет передано нам по лицензиям, что будет просто сделано и, мол, домысливайте сами. Поэтому, скорее всего, 2011 год уйдет на эти согласования.

— Еще до принятия решения о продлении срока базирования Черноморского флота в Крыму до 2042 года Россия начала строить в Краснодарском крае аналог расположенного под Саками авиационного тренажера НИТКА, который имитирует палубу авианосца и используется для тренировок морских летчиков. Аренда этого тренажера приносила неплохие деньги в украинский бюджет. Теперь российские морские летчики уйдут из Крыма? 

— Нет, российские военно-морские летчики не собираются уходить из Крыма с тренажера НИТКА. Кстати, это как раз мои избиратели, морские летчики Северного флота. Прошедшим летом они возобновили тренировки в Крыму после длительного перерыва, обусловленного политическими факторами. Нам эти тренировки необходимы на регулярной основе, наш авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов» находится в боевом строю, значит, летчиков надо тренировать.

А строительство мощной базы в Краснодарском крае под Ейском, опять же, вызвано политическими событиями в Украине. Если бы украинское руководство вело себя предсказуемо, Россия не стала бы искать альтернативные варианты, не вкладывала бы средства в строительство нового полигона. У нас огромный список того, что необходимо делать в сфере обороны и безопасности. Поэтому мы могли бы его и не строить. Но — начали.

— Как Россия относится к тому, что проданный Украиной Китаю под видом туристического комплекса недостроенный авианесущий крейсер «Варяг» теперь достраивается как боевой корабль?

— Китай самоутверждается в мире, это по всем позициям очевидно. И китайцы мощно продвигаются по многим позициям военного комплекса – авиастроения, кораблестроения. Они считают себя океанской державой, и, ясное дело, ставят вопрос по строительству больших океанских кораблей. И в этом отношении, нам известно, что Украина сотрудничает с Китаем — тот же Феодосийский завод, например. Россия внимательно следит за этим сотрудничеством. И если вдруг «Варяг» выйдет в море как авианосец, мы, естественно, прореагируем.

— Недавно вы заявили, что Украина не выполняет свои обязательства в части финансирования Севастополя из денег, перечисляемых Россией за базирование ЧФ. В чем суть проблемы?

— Я являюсь председателем Общероссийского движения в поддержку флота, и о том, что Украина не выполняет своих обязательств нам сообщили из Крыма. Дело в том, что согласно российско-украинским договоренностям, часть денег, перечисляемых Россией за аренду военно-морской базы, должны перечисляться в Крым и, в частности, в Севастополь, — на развитие инфраструктуры, социальной и хозяйственной сфер.

В прошлом году Россия и Украина договорились, что доля таких перечислений будет увеличена. В итоге в декабре 2010 года Москва заплатила Киеву  все неисполненные платежи за аренду военно-морской базы. Однако Севастополь из этих денег ничего не получил. В итоге после многочисленных напоминаний и выяснений платежи пришли только сейчас, в марте, и в тех же пропорциях, что и ранее. То есть украинская казна пустила их на свои цели. Естественно, в Севастополе, в Крыму на это очень чувствительно реагируют. Тем более, что до 30% бюджета Севастополя формируются за счет совокупных платежей России.

— Спасибо за интервью.

Читайте также по теме