Наше общество уже не первый год будоражит вопрос о том, что киевские мини-парикмахерские, гнездящиеся в МАФах и киосках, могут быть рассадниками всевозможных инфекций. По причине отсутствия там проточной воды, вентиляции и банальных санузлов. Прискорбно, что возможности контролировать такие заведения нет ни у городской власти, ни у СЭС, ибо действует мораторий на проверки соблюдения санитарных норм. О ситуации с бюджетными «салонами красоты» в столице
корреспонденту ГолосUA рассказал исполнительный директор «Союза потребителей Украины» Максим Несмиянов.
— Максим, какие результаты показал недавно проведенный вами рейд по бюджетным «салонам красоты»?
— Мы провели рейд в столице по парикмахерским, предлагающим услуги по 40-50 грн, и недорогим маникюрным салонам. Везде поголовно в МАФах, ларьках, других местах, где располагаются эти так называемые мини-салоны красоты, если их можно так назвать, во-первых, нет проточной воды, во-вторых, нет вентиляции — везде валяются волосы, всем этим дышат потребители и эти бедные сотрудники. И, в-третьих, в этих парикмахерских поголовно ни у кого нет санитарных книжек. А у тех сотрудников, у кого они есть, эти документы достаточно сомнительные, не полностью заполненные, складывается впечатление, что санитарные книжки просто куплены за 100 грн (достаточно посмотреть любое объявление в метро с предложениями купить санитарную книжку). Также санитарные книжки могут быть просроченными. Мы проверяли две недели назад эти «салоны», и обнаружили, что санитарные книжки у некоторых сотрудников были просрочены на полгода. Правда, никого это не смущало. Парикмахеры говорили, что они только вышли на работу и не успели обновить книжки. То, что они не должны были быть допущены к работе, — это уже другой момент.
— Что можно посоветовать потребителю, который «вынужден» из-за отсутствия средств пользоваться услугами мини-салонов?
— Украинскому потребителю, которому не хватает денег на посещение дорогих парикмахерских и он идет в бюджетные «салоны красоты», я бы посоветовал первое, что нужно сделать, — попросить сотрудника салона помыть перед вами руки. Он обязан помыть руки перед каждым новым клиентом. Второй момент — все инструменты должны пройти дезинфекцию, пусть мастер проведет ее перед вами. Вы подождете 20 минут, но дезинфекция инструментов – ножниц, всевозможных насадок и т.д. — пройдет перед вашими глазами.
— Какая дезинфекция должна быть в парикмахерских?
— В парикмахерских есть химическая дезинфекция (химсредства), есть ультразвуковая и есть паровая. Придя туда, попросите при вас продезинфицировать инструмент. Если они откажутся это сделать, то тут два варианта – либо вам повезет и вы ничего не «подцепите», либо может быть хуже и придется потом лечиться. Когда вы уходите из парикмахерской, попросите дать вам чек, можно даже на простой бумаге. Если спросят зачем, отвечайте: для уверенности, что со мной ничего не случится. А случиться может все, что угодно, ведь инфекций достаточно много — от банальных вшей и до СПИДа. Это практические советы, которые я могу дать клиентам столичных мини-салонов.
— Выходит, что состояние здоровья сотрудников таких заведений никто не проверяет…
-Безусловно. Вы должны понимать, если сотрудники таких салонов красоты не проходят медосмотр, а во время работы они просто обсыпаны мелкими волосами, то речь не может идти о соблюдении элементарных правил гигиены. Когда мы заходили с проверкой в один их таких салонов, то поразились, насколько густо там все было усыпано волосами, в помещении не было вентиляции, нечем было дышать. Эти бедные сотрудники там просто как рабы. Все это печально. Зачастую сами сотрудники понимают, в каких условиях они работают, рассматривая данное место работы как временное. Обычно там очень высокая текучка кадров. Их никто не контролирует — ни СЭС, ни кто-то другой – ни открытие такого «салона красоты», ни их работу. Даже написать жалобу на них невозможно, поскольку никаких финансовых документов они не выдают — ни чеков, ни квитанций. Разумеется, там есть книга жалоб, но особого внимания на нее никто обращать не будет. Вы должны быть внимательными.
— В более дорогих парикмахерских клиентам обслуживаться менее безопасно?
— Совсем не значит, что прическа за 100 грн в другой парикмахерской будет лучше, чем там, где за 40. Зачастую практика показывает, что даже в дорогостоящих парикмахерских используют не очень качественные средства, нарушают санитарные правила, не соблюдают время химической обработки инструментов. Все у них происходит в ускоренном режиме, поскольку идет поток людей и им надо успеть обслужить всех: одного подстригла, а надо и второго, и третьего. То есть, на это тоже надо обращать внимание. Если вы собираетесь красить волосы или делать маникюр, попросите сертификаты соответствия краски, которую парикмахер будет использовать. Просите показывать бутылки с красящими средствами. Почитайте: если там не написано, что разрешено к применению санитарной службой, то лучше вам покинуть этот салон. Зачастую, когда, например, «делают» ресницы, если клей достаточно ядовитый, возможны аллергические реакции, то есть, в глаза вам будут «заплывать».
— Как у нас борются с подобными нарушениями?
— Жалоб очень много, но бороться с ними практически нереально, потому что сегодняшняя Служба защиты прав потребителей фактически не функционирует. Чеков не выдают, их просто нет. Остается верить только в себя и стараться все контролировать. Например, когда при маникюре вам обрабатывают кутикулы, нужно проверять, продезинфицированы ли ножницы, либо лучше приносить с собой свой инструмент. Все проверить все равно не удастся. Если идет соприкосновение с вашей кожей, то хотя бы пусть мастер помоет руки. В общем, все очень грустно у нас. Денег у людей нет, поэтому идут в дешевые парикмахерские, где стрижка стоит 40-50 грн. Хочу отметить самое главное: при нашей проверке сотрудники скрывали, как они проводят дезинфекцию инструментов, не хотели показывать нам сертификацию на краски и т.д. Наводить порядок там необходимо, и навести порядок можно – было бы желание. Но нашу власть пока этот вопрос не интересует. В свою очередь украинский потребитель также пока не осознает весь масштаб проблемы: когда его зацепит лично, тогда он начнет поднимать этот вопрос.