М. Погребинский: «Переформатирование Кабмина не повысит уровень доверия к правительству»

Как сообщил народный депутат Сергей Лещенко, фракция БПП утвердила своих кандидатов в Кабинет министров. На должности в правительстве претендуют: Алексей Гончаренко — министр здравоохранения; Глеб Загорий — руководитель Минэкологии; Тарас Кутовой — руководитель МинАПК; Павел Рябикин — руководитель Мининфраструктуры; Виталий Ковальчук- первый вице-премьер; Евгений Нищук- министр культуры; Ольга Белькова — вице-премьер по евроинтеграции; Александр Спиваковский — министр образования. В то же время С. Лещенко отметил, что на заседании фракции при выдвижении кандидатур возможных будущих министров не было кворума, а это значит, что решение было принято с нарушением Положения о фракции. О кадровых ротациях в правительстве корреспондент ГолосUA беседовала с директором Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаилом Погребинским.

— Михаил Борисович, улучшит ли работу Кабмина предполагаемое переформатирование?

— Считаю, что главное — решить вопрос уже не только практически, но и символически. Поскольку политика этого правительства символически связана с личностью Яценюка, без его снятия, кто бы там внутри не поменялся, имидж курса правительства будет привязан к личности Яценюка и далее. А, значит, доверие народа к правительству не повысится. Однако проводить какие-то реформы, да и, вообще, любую вменяемую политику при таком уровне доверия невозможно. Так что самым разумным ходом, конечно, была бы отставка Яценюка.

— Но отставка Яценюка грозит развалом коалиции…

— Все разговоры о том, что отставка действующего премьера приведет к развалу коалиции, не соответствуют действительности. И голосование за право лидеров фракций выгонять из них людей показало отсутствие единства — две трети «Народного фронта» отказались отдавать за это свои голоса. Что свидетельствует: никакого контроля над составом фракции у Яценюка нет. Даже если какая-то группа, объединившаяся вокруг него, обидится и уйдет, основная часть фракции останется. Это значит, что коалиция сохранится.

— Почему тогда действующий премьер остается на своем посту?

— Такой вопрос лучше задать ему. Но это всегда так: политика людей, занимающих столь высокое положение, не полностью определяется их собственными представлениями о том, «что нужно, а чего не надо» делать. Они завязаны на интересы окружения, которое от них зависят. И эта зависимость сильная и взаимная. «Подключаются» очень богатые люди, которые получат комфортную позицию лишь при сохранении премьерского поста таким человеком. А если он покидает пост, у него появляется масса проблем, в том числе, и с этими людьми. Поэтому он будет держаться за свое кресло, даже если хочет уйти — ситуация вынуждает. Ведь это — контроль над финансовыми потоками, удержание определенного политического направления.

— Но БПП предлагает на пост первого вице-премьера «своего человека» — Виталия Ковальчука…

— Если это случится, можно будет сделать так, что он в значительной мере сможет «рулить» финансовыми потоками. Но при этом сохранится министр юстиции, который является «человеком Яценюка», и без подписи которого ничего не происходит. Так что все очень непросто.

Но даже если не будет министра юстиции, все это — вопросы потоков, а не политики правительства. А именно политика правительства воспринимается обществом, как «не туда ведете». Огромное количество людей говорит: «Страна идет не туда». Но кто реализует политику? Президент и правительство. Сегодня Президент еще удерживает какой-то более-менее приемлемый уровень доверия, а правительство — совсем нет.

— Расхожая точка зрения заключается в том, что за Яценюка выступает Запад…

— Насколько я понимаю, там тоже не все так просто, есть разные группы влияния. Одно дело Белый дом, другое Госдеп. Считается, что Яценюка поддерживает Виктория Нуланд (заместитель госсекретаря США — ред.). Насколько Байден (вице-президент США Джо Байден — ред.) в этом заинтересован, я сильно сомневаюсь. Помню мелочи, на которые, тем не менее, следует обращать внимание. Когда он рассказывал, что делал в Киеве, говорил и с кем встретился: на первом месте был Гройсман (спикер парламента Владимир Гройсман — ред.), на последнем — Яценюк.

Нет такой фантастической заинтересованности — Яценюк и все. Интерес Запада заключается в том, чтобы «не раздувать» ситуацию в Украине, чтобы это не привело к серьезному внутриполитическому кризису, чтобы не пришлось проводить выборы (парламента — ред.). Это — абсолютно новая неопределенность, которая американцам не нужна. Они прекрасно понимают, что новый парламент будет для них точно хуже, чем нынешний. Поэтому отставка премьера — первый шаг к развалу коалиции, к дестабилизации.

— Как вы относитесь к кандидатурам, предложенным на посты министров фракцией БПП?

— Гончаренко (Алексей Гончаренко — ред.) — это фантастическое безобразие, надеюсь, шансов у него все же нет. Альтернатива ему — Тодуров (директор Национального института сердца Борис Тодуров — ред.), я с ним лично знаком. Тем более, что он западно-ориентирован, а также фантастический профессионал, создал Центр сердца, что свидетельствует — и менеджер он неплохой. Но сейчас в прессе началась большая кампания по дискредитации Тодурова, чтобы он не занял это место. Однако, я не изучал весь состав кандидатов, в отношении остальных сказать пока что-либо сложно.  

Читайте также по теме