15 сентября парламент рассмотрит заявления об отставке министра здравоохранения Александра Квиташвили и вице-премьера Валерия Вощевского. Спикер Владимир Гройсман пояснил, что у него есть два заявления об отставке: от Квиташвили и Вощевского. Заявление об уходе министр здравоохранения написал еще несколько месяцев назад, а вице-премьер — после того, как “Радикальная партия”, членом которой он является, вышла из коалиции. О том, как и когда будет переформатирован Кабмин, корреспондент Голос UA расспросила директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского.
-Михаил Борисович, почему так долго Кабмин не переформатировался, хоть разговоры об этом ведутся постоянно?
-Мне кажется, что это связано с тяжелыми переговорами в коалиции. С тем, что приходилось учитывать — сейчас кого-то обидишь, и депутаты не проголосуют за важные вещи. Хотя с этим накануне бюджетного голосования тоже есть проблемы.
-Почему отставки начались с Квиташвили и Вощевского?
-Что касается Квиташвили — с его отставкой был консенсус, включая его самого, что он должен уйти. Это совершенно очевидно. Он абсолютно не соответствует месту, и столько беды сделал, что это еще долго придется выправлять. По поводу Вощевского — его отставка понятна. Ляшко потребовал от него, чтобы он ушел, поскольку это была их квота. Я пока не вижу ничего интересного в этих отставках.
-Сменится ли в ближайшее время премьер?
-Сколько времени продержится еще премьер — действительно, интрига. Он себя уже полностью политически изжил, что бы не рассказывал или не заявлял. Но не уходит потому, что, вероятно, у него есть еще какие-то задачи, которые он должен выполнить. Однако неминуемо должен уйти, так как все проиграл.
-Кто может быть следующим претендентом в Кабмине «на вылет»?
-Мне кажется, это может быть министр энергетики (министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин — ред.). Как бы за него не держался Президент, он — человек абсолютно некомпетентный, и тоже должен «вылететь». А кто еще может уйти — дело большой политики, проще говоря, сбора голосов за изменения в Конституцию. Эта ситуация нуждается в анализе, сейчас не готов ответить.
-Петр Порошенко уже заявил, что Михаил Саакашвили может стать премьером, но только — не Украины…
-Я всегда считал, что разговоры о премьерстве Саакашвили — пустые. У Порошенко на этой должности должен быть стопроцентно свой человек. И — вменяемый. Он же видит, что Саакашвили — человек эмоциональный.
-А насколько он «свой» для Порошенко?
— Не очень «свой». Он амбициозен, сам и для себя «свой». И для него американский посол — больший начальник, чем Порошенко, так всегда будет. Но Президенту нужна не «двойная» лояльность, а «одинарная». Премьер должен быть только ему обязан.
— Насколько нынешний министр финансов Наталья Яресько устроит Президента на должности премьера?
-Думаю, что она — совсем не «своя» для Порошенко, и, по той же причине он не захочет делать ее премьером.
-Кто тогда может стать преемником Яценюка?
-Проще сказать, кого Президент бы хотел видеть на этой должности. Это — Кононенко (заместитель главы парламентской фракции БПП Игорь Кононенко — ред.). Но, в таком случае, «взбунтуется» публика в Верховной Раде. И кто станет промежуточной фигурой — трудно сказать. Думаю, что Кононенко, как минимум, получит пост вице-премьера.
-Когда может произойти отставка Яценюка? После местных выборов?
-Не знаю. Думаю, если опросы покажут, что происходит падение рейтинга Порошенко, может быть, он инициирует и более раннюю его отставку. Это трудно сказать. Действительно, эта отставка, скорее всего, произойдет после местных выборов. В конце-концов, эти вопросы сам Порошенко не решает. Ему нужно учитывать ситуацию в парламенте и другие факторы. Поэтому — задача для прогноза очень сложная.