Минским договоренностям 12 февраля исполнилось четыре года. Это уже вторая по счету попытка разрешить катастрофическую ситуацию на Донбассе. К сожалению, кризис до сих пор так и не удалось преодолеть. ГолосUA решил разобраться, когда стоит ожидать реализации минских соглашений и расспросил об этом политолога Михаила Погребинского.
— Михаил Борисович, на днях исполнилось четыре года минским соглашениям, когда же стоит ожидать их реализации?
— Рано или поздно ЛНР и ДНР станут независимыми республиками. Президент Порошенко не будет предпринимать никаких действий для реинтеграции Донбасса, зачем ему реинтегрировать врагов?! Они ему не нужны. Отношение Порошенко к минским соглашениям цинично-прагматическое. Порошенко говорит слова, которые хочет услышать его избиратель, отдавая себе отчет, что это невозможно реализовать на практике. Обсуждать реализацию минских соглашений в ближайшее время проблематично. Сам факт особого статуса, который прописан в минских соглашениях и проголосован украинским парламентом, на данный момент не работает. Спустя четыре года по минским соглашениям, могу сказать, что все указывает на замораживание конфликта на Донбассе. Однако другого варианта, кроме минских соглашений, для урегулирования конфликта на Донбассе нет.
Многое будет зависеть от президентских и парламентских выборов. То есть, появится ли новый аспект для переговоров между Киевом и Москвой или же наоборот возникнет кризис, который приведет к непризнанию результатов президентских выборов.
— С чем связано рекордное количество кандидатов, участвующих в президентских выборах?
— Такое большое количество кандидатов связано с тем, что теперь не нужно собирать подписи. Собрать деньги для того чтобы зарегистрироваться дешевле и проще, чем собрать подписи. Кроме того, некоторым кандидатам нужно легализовать свою партию, потому что по закону если партия в двух выборах подряд не участвует, то она лишается возможности регистрации. Кроме того, участие в выборах – способ заработать деньги. Люди будут продавать свои места в избирательных комиссиях. Думаю, что их уже продают. Также будет продаваться время на телевидении и так далее. Соответственно, Порошенко будет платить для того, чтобы «мочить» Тимошенко и наоборот. Странно, что ЦИК зарегистрировал более 30 кандидатов, их могло бы значительно больше. Например, 100.
— Приведет ли такое рекордное количество кандидатов, участвующих в выборах, к фальсификациям?
— Большое количество кандидатов помогает сильным мира сего фальсифицировать результаты выборов. Прежде всего, они покупают членов избирательной комиссии, которые будут на них работать и вбрасывать бюллетени. Все зависит от того, у кого будет больше таких членов избирательных комиссий, а также от роли министра МВД Арсена Авакова.
На выборах будет много технических кандидатов, но все они получат по 0, 010% процентов. То есть технические кандидаты никак не повлияют на борьбу между главными кандидатами Петром Порошенко, Юлией Тимошенко и Владимиром Зеленским. Не исключено, что за выход во второй тур может побороться Юрий Бойко. Что касается фальсификаций, то тут ситуация сложнее, хотя, вероятно, что к ним будет прибегать президентская команда. А админресурс развернут уже вовсю. Ожидаю масштабных фальсификаций, особенно если шансы у Петра Порошенко выйти во второй тур будут небольшими. Тогда он будет максимально фальсифицировать результаты голосования.
— Какие кандидаты выйдут во второй тур?
— Если смотреть на данные последних опросов, то у Владимира Зеленского формально больше шансов выйти во второй тур. Примерно одинаковые шансы у Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. Реально привести на выборы своих избирателей Зеленскому будет очень сложно. Если Тимошенко или Порошенко окажутся в кресле Президента, то прогресса по минским соглашениям не будет. Как будет действовать Зеленский, сказать сложно…
— Возможен ли новый Майдан по итогам второго тура выборов?
— Не думаю, хотя столкновения по итогам первого тура и второго, более чем вероятны. Майдан бывает только если в этом заинтересованы США. Это американская технология, для реализации которой необходимо совпадение целого ряда обстоятельств, которых на данный момент не видно. Если США не заинтересованы в Майдане, то его не будет.
— То есть у Порошенко есть шансы остаться в президентском кресле?
— Да, так как Порошенко не захочет отдавать власть.