На днях во время cогласительного совета в Верховной Раде между сопредседателем фракции "Оппозиционный блок" Юрием Бойко и лидером Радикальной партии Олегом Ляшко произошла драка. По факту драки Бойко и Ляшко открыто уголовное производство. В Нацполиции сообщили, что получили коллективное заявление от нардепов, которое касается угроз/насилия в отношении государственного деятеля. Несколькими днями позже Ляшко потребовал от президента Петра Порошенко лишения гражданства лидера Батькивщины" Юлии Тимошенко. "За антигосударственную деятельность", – заявил он в кулуарах ВР. О том, почему на фоне уличных протестов в Киеве в среде оппозиции возникают такие скандалы, корреспондент ГолосUA узнавала у директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского.
— Михаил Борисович, кто стоит за расколом в оппозиции, к которой себя причисляет Ляшко?
— В Ляшко явно инвестировали. Это же понятно. И он сейчас играет, очевидным образом, на стороне Порошенко. Ясно, что он — фиктивное оружие, но дорогое, насколько я знаю. И связано это с некими страхами власти, что вот Тимошенко обещала какие-то массовые протесты, а люди, действительно, реально недовольны. Во власти-то знают, что ситуация очень тяжелая. Но, думаю, сильно переоценивают опасности и риски. Переоценивают, а, значит, начинается эта игра: инвестируют в Ляшко, он выбирает себе в качестве врага Юлю, как главного соперника Порошенко. Так что все, вроде бы, понятно. Не вижу тут никаких загадок.
— Но началось все с конфликта с Бойко…
— Что касается Бойко и Ляшко — это, действительно, заслуживает какого-то специального анализа. Ведь я много лет знаю Бойко, он человек очень сдержанный. Думаю, он дал себе разрешение «расслабиться» не случайно. Возможно, это связано с общим трендом, который мы наблюдаем в мире — Brexit, победа Трампа и другие события. Ситуация разворачивается против майданного актива. Это позволяет Бойко иметь возможность ответить. Он раньше сидел и молчал, а теперь, поскольку есть тренд, решил себя не сдерживать. Моя оценка такая: вообще-то говоря, клоунов бить неправильно, не по славянскому обычаю. Они на то и клоуны, что могут нести всякую ахинею. И надо просто соответственно реагировать.
— Почему же возникла эта ситуация?
— Она уже имеет не стилистический, а содержательный характер. И он состоит в том, что теперь представители этой части «Оппозиционного блока» не видят причины, зачем им дальше сдерживаться.
— У меня два вопроса в связи с тем, что вы сказали. Во-первых, нужно ли настолько серьезно воспринимать заявления Ляшко?
— Он не выбирает выражений и имеет совсем не нулевой рейтинг. Кроме этого, Ляшко — замечательный актер. И может взывать к «чувствительным ноткам» людей, использовать пропагандистскую схему, которая в исполнении других людей смотрелась бы не убедительно. Но в его исполнении это воспринимается вполне правдоподобно.
— Может ли он, в таком случае, быть олицетворением «майданного актива», как вы сказали?
— Для каких-то людей он является олицетворением майданного актива. Люди же у нас, к сожалению, не разбираются в тонкостях. А этот человек ругает Россию, Путина. А сам — большой защитник национальных интересов, хоть тысячу разных компрометирующих вещей на нем. Но это не мешает ему быть популярным у части публики.
— Скандалы, о которых мы с вами говорим, совпали по времени с протестами в Киеве. Как дальше могут развиваться события в столице?
— Я не ожидаю каких-то масштабных действий. Но то, что вот эта публика будет драться — нет сомнений. Просто нет других развлечений. Вот такой у нас политический класс сегодня.
— Все останется в масштабе «междусобойчика»?
— Да.
— Почему тогда власть так боится протестов?
— Власть вообще боится всего. Они понимают, сколько натворили.