Мария Мамаева
07:00 08/09/2017

М. Ромась: «Школы в городах более-менее обеспечены, а сельские попросту исчезают»

В преддверии нового учебного 2017-2018 года Минобразования и науки с завидной частотой выступало с различного рода инициативами по реформированию сферы. Это и изменение школьной программы, и переход на 12-летнее обучение, и переподготовка учителей. Вместе с тем звучали обещания повысить зарплаты и увеличить финансирование отрасли в целом.  ГолосUA поинтересовался у заместителя главы Свободного профсоюза образования и науки Украины Михаила Ромася, какую зарплату ожидают получить в новом году украинские учителя, по каким программам и учебникам будут учиться школьники и сколько школ в действительности останется в Украине?

— Михаил, с чем войдут учителя в новый учебный год? Получат ли обещанную прибавку к зарплате?

— Прежде всего, необходимо сказать, что в программных документах МОН задекларировано повышение заработной платы работникам образования. Это и Новая концепция украинской школы, и среднесрочное планирование бюджета на 2017-2020 гг. Везде отмечено, что должны увеличиваться заработные платы работникам бюджетной сферы, в том числе и образования. Если мы берем концепцию новой украинской школы, то там, кроме всего прочего, сказано о рационализации расхода средств и увеличения зарплаты преподавателям – как средней школы, дошкольных учреждений, так и преподавателям вузов І уровня аккредитации, ПТУ. При том, что в данном случае, указывается, что технические работники школ и других учебных заведений, а также вся сельскохозяйственная деятельность перекладывается на местные бюджеты. Если взять среднюю зарплату преподавателя за июль месяц, то это, в среднем, 5960 грн, тогда как средняя зарплата по Украине – 7400 грн. То есть, средняя зарплата педагога ниже средней зарплаты по стране. По мнению нашего профсоюза, повышение заработной платы является актуальным и необходимым заданием для государства в целом. Однако то, что обещала нам Гриневич еще в апреле – что с сентября будет поднята зарплата учителям на 50% в сравнении с таким же периодом 2016 года, однако несколько дней тому мы слышим о повышении заработной платы на 25% аж с января месяца. И у нас, естественно, возникают вопросы относительно расхождения в цифрах и в сроках.

— Из каких источников будут взяты дополнительные средства на зарплаты?

— Никто этого не уточняет. ВВП в этом году вырастет на 2%, а зарплату обещают поднять на 25%. Возможно, повышение будет достигнуто за счет сокращения каких-то расходов или сокращения учителей. Так, еще в прошлом году в Украине было 444 тыс. учителей, а на сегодняшний день – 438 тысяч преподавателей. То есть, мы видим существенное сокращение педагогического состава преподавателей средних школ. И по нашему мнению, эти обещания повышения заработной платы – это уже признаки начала избирательной кампании, потому что 2019 год уже близко. Также мы помним инициативу Минфина по сокращению стипендиального обеспечения еще на 25% — до четверти от всех бюджетников. То есть за счет сокращения стипендиального бюджета они, возможно, смогут эти средства направить на повышение заработной платы. Рационально ли это – вопрос дискуссионный.  Мы в любом случае приветствуем повышение зарплаты учителям, поскольку это позволит им достойно жить и не подрабатывать репетиторством. Поэтому, мы надеемся на повышение, но не за счет сокращения педагогического состава, не за счет того, что будут забирать средства у других.

— Министр Гриневич заявила, что до конца текущего года в разных областях Украины будет открыто 14 школ. Достаточно ли их количество на сегодняшний день?

— До конца этого года планируется закрыть 162 школы. Прекрасно Президент открыл на днях школу во Львовской области, Гриневич говорит о 14-ти, но цифры несопоставимы.

— Каково обеспечение учебниками в школе?

— Наибольшая проблема с обеспечением учебниками в начальных классах. Это связано с тем, что немного изменились программы, и по санитарным нормам нужно выдавать новые книжки. И обеспечение книгами учеников 1-4 классов составляет в некоторых областях 68%. Средняя школа обеспечена практически на 100%. Иногда проблема в том, что на область привозят книги, и рапортуют, что область обеспечена, а развозят учебники только на протяжении одной-двух недель. Поэтому, если рапортуют, что область полностью обеспечена книгами, это еще не означает, что все ученики их получили. Со временем это решится, потому что такой уж острой проблемы с учебниками у нас в последние годы не было, поэтому на протяжении сентября – середины октября учебниками будут обеспечены все школьники. На следующий год на обеспечение учебниками школ министерство планирует истратить около 373 млн грн.

— А что происходит с учебниками по английскому языку?

— Проблема с книгами по английскому – это постоянная проблема и обеспечение именно этими книгами наиболее проблематичное. Постоянно изменяются рекомендованные книги, постоянно добавляются новые темы и обеспечение государством этих книг наихудшее. В некоторых городках ученики собирают деньги, а потом учитель едет в свой выходной в районный центр и закупает эти книги. Некоторые покупают б/у учебники у старших классов, на чем экономят какие-то средства.

— По каким программам будут учиться дети, которые пошли в школу в этом году?

— Самые главные изменения в учебных программах заложены в реформе образования, которую должна принять в сентябре Верховная Рада, но уже сегодня мы имеем изменения, по которым будет учиться с 1 сентября начальная школа, 1-4 классы. Данные изменения были прописаны в рекомендациях Минобразования и разосланы в учебные заведения за 2-3 недели до 1 сентября.  В этих рекомендациях речь идет о сокращении нагрузки на учеников, в частности, говориться, что работа над уроками дома в сумме по всем предметам не должна занимать больше 45 минут в день. Следующая рекомендация – так называемые комбинированные уроки: то есть, такие предметы, как музыка и рисование, будут комбинироваться с другими предметами. По мнению нашего профсоюза, это немного странное объединение, потому что музыку с математикой вряд ли можно объединить, или предмет «я и природа» не объединить с рисованием. Мы считаем, что если идет урок музыки, то должен прийти преподаватель с музыкальным инструментом и что-то объяснять детям по музыке, точно так же, как учитель по рисованию должен объяснять детям свой предмет.

Следующая рекомендация – это запрет учителям использовать дополнительную литературу в качестве дополнительного источника, по которому детям можно давать задания или дополнительную информацию. Это объясняется отказом от дополнительной нагрузки на детей и желанием добавить игровые элементы в процесс обучение, что,  свою очередь, облегчит процесс восприятия материала и усвоение материала, превратить обучение в игру. Хотя, по мнению нашего профсоюза, это не очень рациональная форма преподавания, несмотря на то, что МОН апеллирует к опыту Финляндии, Польши. Профсоюз же выступает за классический формат преподавания, когда ученик занимается уроками, а не играется – есть время для обучения, есть время для игры. Необходимо это понимать. Еще одним изменением для начальной школы будет отсутствие оценок в первом и во втором классе. По нашему мнению, это неплохо, потому что плохие оценки могут травмировать психику маленького ребенка. Но, с другой стороны, ученики, как и их родители, должны понимать уровень своих знаний, и оценки – это определенная материализованная форма измерения этих знаний.

— А как изменится подход учителей к оцениванию?

— Теперь преподаватели не будут снижать оценки за отступление не того количества клеток и строк в тетради при письме. Это приветствуется нашим профсоюзом, поскольку эти изменения помогут направить внимание и усилие ученика действительно на учебу, а не на формальности. То есть, учителя не будут больше оценивать каллиграфию, но требование к аккуратности и разборчивости письма ребенка останется. Изъято требования и критерии по подписанию тетрадей. Теперь тетради можно подписывать в произвольной форме, главное, чтобы она выглядела опрятно. Теперь ученик сможет сам решать, как оформить рабочую тетрадь, а наличие аккуратных исправлений, осуществленных самим ребенком, не повлияет на оценку. Все это, по нашему мнению, будет способствовать учёбе школьника и позволит не отвлекаться на формальности. 

— Говорилось также, что будет выделено 500 млн грн на переподготовку учителей.

— Выделять деньги – это, конечно, прекрасно, нам интересно, в какой форме будет осуществляться переподготовка, где будут проводить переаттестацию преподавателей, где методические программы, по которым будут проводить аккредитацию учителей? Это пока только заявление – нет ни документа, ни какой-то утвержденной программы министерства. Говорить не о чем. 

— С повышением зарплат учителям решилась ли проблема дефицита кадров?

— Он всегда есть. Особенно это касается сельского образования, которое сейчас реально вымирает, исчезает, и его ни министерство, ни реформаторы не видят. Решают проблему тем, что школы просто закрывают или «оптимизируют», но в оставшихся сельских школах и есть наибольший дефицит кадров, и один преподаватель очень часто преподает по нескольку предметов. В этом основная проблема. Городские школы в большинстве укомплектованы. Есть еще вопрос качества этих кадров, потому что в сельских школах преподают, в основном, пенсионеры. Эта же проблема стоит остро в районных центрах и сельских школах.

Читайте также по теме