Пожалуй, в мире нет родителей, которые бы не желали своим детям добра и не хотели бы видеть их успешными людьми. В Украине успешность связывают с умением вести свой бизнес, поэтому в неформальных беседах родители говорят, что хотели бы развивать в детях предпринимательские таланты. Это можно сделать, если придерживаться определенной последовательности подачи информации ребенку о его увлечениях, хобби, склонностях и талантах.Об этом в интервью ГолосUA рассказал эксперт по вопросам образования Украинского института будущего, основатель платформы Next Generation Business School Микола Скиба.
— Микола, многие родители хотят, чтобы их ребенок был успешным... По вашему мнению, развивать предпринимательские способности нужно у детей или можно это делать уже на этапе студенчества?
— Начинать развивать таланты и конкретные умения нужно у детей с ранних лет. А еще лучше обучить ребенка конкретному ремеслу или искусству. Танец, вокал, рисунок, театр, работа с деревом, робототехника, механика и электроника — важен любой навык, который ребенку нравится и которым он овладел, и это стремление овладеть навыком. Умение стоит поощрять, это добавляет уверенности. И вот когда у ребенка уже есть понимание предмета, ему нужно предложить сделать свое высказывание, продукт, постановку – все, с чем можно выйти на публику с тем, что представляет ценность для других людей. Так, с ходу это не легко. Придется тренировать инициативность, умение держать удар и справляться с разочарованиями, если не удается доводить до логического завершения идею.
В ходе этих попыток ребенок поймет, что такое целевая аудитория, продукт, ценностное предложение, бюджет, дедлайны. Этим опытом можно его познакомить с тем, что такое предпринимательство в его реальном виде: с рыночными нишами, финансовыми инструментами, конкуренцией, инвестициями. В какой-то момент очень важно, чтобы ребенок смотрел на свое хобби не только как на хобби, но как на продукт и как на потенциальный источник дохода.
— Что нужно знать об этом родителям, когда они конкретизируют название вида деятельности, на который хотят ориентировать обучение ребенка?
— Я думаю, лучше всего посредством ролевых игр показать ребенку, какая разница между видами предпринимательской деятельности и ее аспектами. Есть разница между, допустим, предпринимателем и управленцем, то есть наемным руководителем, топ-менеджером и собственником, где необходимы эксперты и аналитики.
В начальных классах эту разницу может продемонстрировать педагог, который проведет игру и покажет, как могут измениться роли в группе. В дальнейшем более старшим школьникам можно показать во время проектного обучения и активных методов обучения, как можно стать лидером группы или коммуникатором внутри, или исследователем, или выбрать роль человека, который работает над деталями.
Опять же важно, чтобы роль, которую ребенок себе выбирает в ролевых играх для определения, есть ли у него предпринимательский талант, совпадала с предрасположенностью, типом нервной системы. От этого будет зависеть, какой тип лидерства лучше развивать и как развивать. И в этом вопросе можно использовать консультации психолога, который понимает вопрос и может оценить врожденные качества ребенка. Основных диспозиций пять, и их можно представить в виде шкал: экстраверсия — инверсия, добросовестность (склонность следовать правилам) – креативность (умение при необходимости отступать от правил), нейротизм (переменчивая особенность лабильной и реактивной нервной системы. — Авт.) – эмоциональная устойчивость, открытость – консервативность.
Возможно, у ребенка одна из склонностей проявлена слишком ярко, и тогда родителям стоит на это обратить внимание и дать ребенку понять, что у него есть это качество, и объяснить, почему важно опираться, но и «подтягивать» другие, а также достигать баланса качеств. К примеру, ребенок может быть креативным, но не очень терпелив и потому склонен к необоснованному риску. Во взрослой жизни сильная склонность к риску может обусловить то, что человек будет идти к успеху разными способами, не всегда законными, и это ухудшит его репутацию, и сделает персону человека этично неприемлемой для общества. Тогда нужно в ребенке развивать привычки и склонности, которые компенсируют качества, которые могут стать угрозой для будущей карьеры или бизнеса. Например – эмоциональную устойчивость, осознанность.
— По вашему мнению, что еще должны знать родители, которые взяли курс на развитие предпринимательских талантов ребенка?
— Считаю, важно, что цель, которую ребенок во взрослой жизни будет достигать с помощью своего бизнеса, совпадала с его интересами и желаниями. То есть родителям не стоит в ребенке ролевыми играми культивировать только желание быть «маленьким боссом» и проталкивать через него свои нереализованные амбиции. В дальнейшем ребенок может оказать неосознанное сопротивление и стать, допустим, дауншифтером (человек, который прерывает карьеру), то есть стать противоположным тому, чему его обучали.
В основу обучения предпринимательской деятельности должен быть включен личный интерес ребенка – к фотографии, допустим, к спорту, к ремеслу, к творчеству. Предпринимательство, напомним, это способ монетизировать свои умения и увлечения.
Но если ребенок не знает и родители не знают, к чему он склонен, какие у него интересы и таланты, то стремление к монетизации не будет достаточно убедительным. Поэтому ребенку надо дать раскрыться, выявить его основной интерес, а потом уже на это нанизывать навыки и обучение для предпринимательства.
— Вы сказали «ребенку надо дать раскрыться»… Это могут сделать родители или нужен педагог?
— Первыми должны включиться родители, заметить таланты и склонности ребенка. Потом на основе диалога семьи с учителями эстафета должна перейти школе. В большинстве же современных школ не развивают, а формируют навык быть послушным, навык выполнять стандартизированные задания и только небольшая часть негосударственных, и совсем крохотная часть коммунальных школ прививает детям навык быть инициативными, умение взять на себя ответственность, идти на риск.
— По каким признакам родители могут определить, что у ребенка есть склонность к предпринимательской деятельности?
— Дети в школе могут обмениваться игрушками, собирать определенные коллекции. Если родители видят, что у ребенка появились игрушки, которые ему не покупали, прежде чем «разбираться» с ребенком и журить его за это, стоит спокойно поинтересоваться, как они к нему попали. Возможно, если у ребенка есть способность договариваться о таком обмене, он проявляет талант переговорщика. Это по сути предпринимательский скил (навык). Еще таких детей могут называть «шустрыми» — такие дети умеют коммуницировать, в хорошем понимании торговаться, быть находчивыми. У ребенка также можно спросить, комфортно ли ему, когда он договаривается о чем-то со сверстниками в школе, во дворе. Навык общаться и вести переговоры может пригодиться в дальнейшем и для работы переговорщика, дипломата, не только предпринимателя.
Предпринимательская «жилка» может проявиться и когда ребенок в желании получить карманные деньги обращается к родственникам с предложением решить определенную проблему, которая у них проявляется в обмен на вознаграждение. Это может быть настройка компьютера или монтаж видео, к примеру. Показатель – именно способность замечать проблему и предлагать свое решение.
Что еще важно для успешного предпринимательства повзрослевшего ребенка: умение реализовывать свою идею полностью. Поэтому если родители видят, что ребенок сформировал замысел – допустим, продать сувениры, украшения, возможно, даже свои услуги копирайтера или кодера через Инстаграм по установленной цене – и сделал это, это явные задатки для будущей предпринимательской деятельности.
— Эти склонности к предпринимательству определяются специальными психологическими тестами?
— Больше наблюдениями, потому что одного такого теста нет, но опытный психолог на основе получасового общения с ребенком может дать ему простые задания, которые помогают это определить.
— Можно ли сказать, что из каждого ребенка можно воспитать предпринимателя?
— Навряд ли из каждого ребенка можно воспитать предпринимателя. Но и некорректно допускать, что есть дети, которые напрочь лишены таких склонностей. Ребенок может ситуативно проявить низкую готовность к предпринимательским решениям, но потом, например, когда попадает в круг друзей с подобными талантами, или когда надо проявить характер, оказывается, ребенок может и проявляет когнитивную гибкость и характер. Вообще, побыв в окружении людей, которые склонны к работе предпринимателя, или когда ребенку дают конкретное поручение в игре, он начинает все увереннее проявлять склонность к предпринимательству, прощаясь с ролью просто исполнителя. То же можно сказать о детях старшего возраста, подростках или взрослых людях. Другими словами, большое значение имеет окружение. Именно поэтому, когда человек взрослый, приобретя опыт на работе наемным сотрудником, управленцем среднего звена, он может найти в себе желание и силы организовать свою компанию, свое дело даже с минимальным бюджетом.
Так вот спрогнозировать, может ли ребенок после приобретения уже рабочего опыта во взрослой жизни стать руководителем, а потом и открыть свое дело, можно в игровой форме при общении с психологом за короткий промежуток времени.
Если же мы говорим о развитии предпринимательских талантов у детей в школе, то там в этом помогут активные методы обучения, выполнение практических заданий не из учебника, а моделирование ситуации, разбор кейсов, прочее.
Если это урок биологии, то надо детям задавать не просто задание зубрить названия, а, допустим, школьнику ставится задача из зернышка вырастить растение и наблюдать процесс. Тогда ребенку надо изучить не только все, что касается структуры и фаз роста растения – нужно разобраться с грунтом, его бактериальным и химическим составом; для этого надо воспользоваться лабораторией, или найти в интернете эту информацию. И этот урок он вроде бы не для развития предпринимательских талантов, а исследование,по сути, но предпринимательство имеет очень много общего с исследованиями на первом этапе. Многие предприниматели в начале деятельности выдвигают свои гипотезы о том, что можно предложить рынку, проводят исследование рынка, аудитории.
Может быть, после таких занятий в школе во взрослом возрасте люди пойдут в академическую сферу, а кто-то — в более прагматичную, предпринимательскую. Такой подход в образовании учит детей развязывать конкретную проблему, а в стартапах много таких проблем и есть проблемы клиентов, которые надо решать именно с использованием навыков, полученных в игровой форме в школе, когда целью было исследовать и найти решение.
— Стоит ли, по вашему мнению, ребенку с детства говорить, что он будет предпринимателем?
— Я думаю, такие утверждения не стоит применять к ребенку и не стоит его готовить к этой мысли. Правильнее говорить: «Ты – автор своей жизни. Какую книгу, сюжет, перформанс ты сгенерируешь, такой твоя жизнь и будет». Вот к какой мысли, на мой взгляд, родители должны готовить ребенка. Эти утверждения разовьют в нем максимальную гибкость к максимальному набору навыков.
И вполне может быть, что в молодом возрасте этот повзрослевший ребенок сможет работать в большой корпорации как «внутренний» предприниматель (intrapreneurship), когда наемный специалист отвечает за развитие бизнеса, собственником которого он не является.
— Какие есть педагогические методы развития предпринимательских талантов у детей, и какие есть методы для тех же целей, которые нельзя назвать классическими педагогическими?
— Основной метод, который используется в школах, это менторство. И менторство используют уже в бизнес-инкубаторах, где работают уже над реализацией бизнес-идей. Менторы это люди, которые прошли путь становления в роли предпринимателя, инвестора, и они калибруют бизнес-идею. При этом, по моему мнению, метод менторства можно практиковать в школе, когда какие-то уроки будет проводить специалист из определенной профессиональной сферы. Находить таких специалистов должен педагог, который ведет класс детей. К слову, в украинских вузах уже используется метод менторства на курсе предпринимательства, который в украинских университетах стартовал в 2020-2021 учебном году. Этот курс разработан Сетью академических инкубаторов YEP, и студенты могут выбрать его, если захотят. Суть метода в том, чтобы студенты объединялись в группы и создавали продукт, а потом университет организовывает оценку, экспертизу этого продукта. Это, я считаю, надо практиковать и распространять.
В такой команде можно видеть, из чего состоит создание продукта или целого бизнеса и потом, когда проект завершится, начать свой бизнес или проект. В этом, на мой взгляд, заключается ценность менторства и работы в группе с ментором.