М.Скиба: «В каждом ребенке можно развить способность быть предпринимателем»

Пожалуй, в мире нет родителей, которые бы не желали своим детям добра и не хотели бы видеть их успешными людьми. В Украине успешность связывают с умением вести свой бизнес, поэтому в неформальных беседах родители говорят, что хотели бы развивать в детях предпринимательские таланты. Это можно сделать, если придерживаться определенной последовательности подачи информации ребенку о его увлечениях, хобби, склонностях и талантах.Об этом в интервью ГолосUA рассказал эксперт по вопросам образования Украинского института будущего, основатель платформы Next Generation Business School Микола Скиба.

Микола, многие родители хотят, чтобы их ребенок был успешным... По вашему мнению, развивать предпринимательские способности нужно у детей или можно это делать уже на этапе студенчества?

— Начинать развивать таланты и конкретные умения нужно у детей с ранних лет. А еще лучше обучить ребенка конкретному ремеслу или искусству. Танец, вокал, рисунок, театр, работа с деревом, робототехника, механика и электроника — важен любой навык, который ребенку нравится и которым он овладел, и это стремление овладеть навыком. Умение стоит поощрять, это добавляет уверенности. И вот когда у ребенка уже есть понимание предмета, ему нужно предложить сделать свое высказывание, продукт, постановку – все, с чем можно выйти на публику с тем, что представляет ценность для других людей. Так, с ходу это не легко. Придется тренировать инициативность, умение держать удар и справляться с разочарованиями, если не удается доводить до логического завершения идею.

В ходе этих попыток ребенок поймет, что такое целевая аудитория, продукт, ценностное предложение, бюджет, дедлайны. Этим опытом можно его познакомить с тем, что такое предпринимательство в его реальном виде: с рыночными нишами, финансовыми инструментами, конкуренцией, инвестициями. В какой-то момент очень важно, чтобы ребенок смотрел на свое хобби не только как на хобби, но как на продукт и как на потенциальный источник дохода.

— Что нужно знать об этом родителям, когда они конкретизируют название вида деятельности, на который хотят ориентировать обучение ребенка?

— Я думаю, лучше всего посредством ролевых игр показать ребенку, какая разница между видами предпринимательской деятельности и ее аспектами. Есть разница между, допустим, предпринимателем и управленцем, то есть наемным руководителем, топ-менеджером и собственником, где необходимы эксперты и аналитики.

В начальных классах эту разницу может продемонстрировать педагог, который проведет игру и покажет, как могут измениться роли в группе. В дальнейшем более старшим школьникам можно показать во время проектного обучения и активных методов обучения, как можно стать лидером группы или коммуникатором внутри, или исследователем, или выбрать роль человека, который работает над деталями.

Опять же важно, чтобы роль, которую ребенок себе выбирает в ролевых играх для определения, есть ли у него предпринимательский талант, совпадала с предрасположенностью, типом нервной системы. От этого будет зависеть, какой тип лидерства лучше развивать и как развивать. И в этом вопросе можно использовать консультации психолога, который понимает вопрос и может оценить врожденные качества ребенка. Основных диспозиций пять, и их можно представить в виде шкал: экстраверсия — инверсия, добросовестность (склонность следовать правилам) – креативность (умение при необходимости отступать от правил), нейротизм (переменчивая особенность лабильной и реактивной нервной системы. — Авт.) – эмоциональная устойчивость, открытость – консервативность.

Возможно, у ребенка одна из склонностей проявлена слишком ярко, и тогда родителям стоит на это обратить внимание и дать ребенку понять, что у него есть это качество, и объяснить, почему важно опираться, но и «подтягивать» другие, а также достигать баланса качеств. К примеру, ребенок может быть креативным, но не очень терпелив и потому склонен к необоснованному риску. Во взрослой жизни сильная склонность к риску может обусловить то, что человек будет идти к успеху разными способами, не всегда законными, и это ухудшит его репутацию, и сделает персону человека этично неприемлемой для общества. Тогда нужно в ребенке развивать привычки и склонности, которые компенсируют качества, которые могут стать угрозой для будущей карьеры или бизнеса. Например – эмоциональную устойчивость, осознанность.

— По вашему мнению, что еще должны знать родители, которые взяли курс на развитие предпринимательских талантов ребенка?

— Считаю, важно, что цель, которую ребенок во взрослой жизни будет достигать с помощью своего бизнеса, совпадала с его интересами и желаниями. То есть родителям не стоит в ребенке ролевыми играми культивировать только желание быть «маленьким боссом» и проталкивать через него свои нереализованные амбиции. В дальнейшем ребенок может оказать неосознанное сопротивление и стать, допустим, дауншифтером (человек, который прерывает карьеру), то есть стать противоположным тому, чему его обучали.

В основу обучения предпринимательской деятельности должен быть включен личный интерес ребенка – к фотографии, допустим, к спорту, к ремеслу, к творчеству. Предпринимательство, напомним, это способ монетизировать свои умения и увлечения.

Но если ребенок не знает и родители не знают, к чему он склонен, какие у него интересы и таланты, то стремление к монетизации не будет достаточно убедительным. Поэтому ребенку надо дать раскрыться, выявить его основной интерес, а потом уже на это нанизывать навыки и обучение для предпринимательства.

— Вы сказали «ребенку надо дать раскрыться»… Это могут сделать родители или нужен педагог?

— Первыми должны включиться родители, заметить таланты и склонности ребенка. Потом на основе диалога семьи с учителями эстафета должна перейти школе. В большинстве же современных школ не развивают, а формируют навык быть послушным, навык выполнять стандартизированные задания и только небольшая часть негосударственных, и совсем крохотная часть коммунальных школ прививает детям навык быть инициативными, умение взять на себя ответственность, идти на риск.

— По каким признакам родители могут определить, что у ребенка есть склонность к предпринимательской деятельности?

— Дети в школе могут обмениваться игрушками, собирать определенные коллекции. Если родители видят, что у ребенка появились игрушки, которые ему не покупали, прежде чем «разбираться» с ребенком и журить его за это, стоит спокойно поинтересоваться, как они к нему попали. Возможно, если у ребенка есть способность договариваться о таком обмене, он проявляет талант переговорщика. Это по сути предпринимательский скил (навык). Еще таких детей могут называть «шустрыми» — такие дети умеют коммуницировать, в хорошем понимании торговаться, быть находчивыми. У ребенка также можно спросить, комфортно ли ему, когда он договаривается о чем-то со сверстниками в школе, во дворе. Навык общаться и вести переговоры может пригодиться в дальнейшем и для работы переговорщика, дипломата, не только предпринимателя.

Предпринимательская «жилка» может проявиться и когда ребенок в желании получить карманные деньги обращается к родственникам с предложением решить определенную проблему, которая у них проявляется в обмен на вознаграждение. Это может быть настройка компьютера или монтаж видео, к примеру. Показатель – именно способность замечать проблему и предлагать свое решение.

Что еще важно для успешного предпринимательства повзрослевшего ребенка: умение реализовывать свою идею полностью. Поэтому если родители видят, что ребенок сформировал замысел – допустим, продать сувениры, украшения, возможно, даже свои услуги копирайтера или кодера через Инстаграм по установленной цене – и сделал это, это явные задатки для будущей предпринимательской деятельности.

— Эти склонности к предпринимательству определяются специальными психологическими тестами?

— Больше наблюдениями, потому что одного такого теста нет, но опытный психолог на основе получасового общения с ребенком может дать ему простые задания, которые помогают это определить.

— Можно ли сказать, что из каждого ребенка можно воспитать предпринимателя?

— Навряд ли из каждого ребенка можно воспитать предпринимателя. Но и некорректно допускать, что есть дети, которые напрочь лишены таких склонностей. Ребенок может ситуативно проявить низкую готовность к предпринимательским решениям, но потом, например, когда попадает в круг друзей с подобными талантами, или когда надо проявить характер, оказывается, ребенок может и проявляет когнитивную гибкость и характер. Вообще, побыв в окружении людей, которые склонны к работе предпринимателя, или когда ребенку дают конкретное поручение в игре, он начинает все увереннее проявлять склонность к предпринимательству, прощаясь с ролью просто исполнителя. То же можно сказать о детях старшего возраста, подростках или взрослых людях. Другими словами, большое значение имеет окружение. Именно поэтому, когда человек взрослый, приобретя опыт на работе наемным сотрудником, управленцем среднего звена, он может найти в себе желание и силы организовать свою компанию, свое дело даже с минимальным бюджетом.

Так вот спрогнозировать, может ли ребенок после приобретения уже рабочего опыта во взрослой жизни стать руководителем, а потом и открыть свое дело, можно в игровой форме при общении с психологом за короткий промежуток времени.

Если же мы говорим о развитии предпринимательских талантов у детей в школе, то там в этом помогут активные методы обучения, выполнение практических заданий не из учебника, а моделирование ситуации, разбор кейсов, прочее.

Если это урок биологии, то надо детям задавать не просто задание зубрить названия, а, допустим, школьнику ставится задача из зернышка вырастить растение и наблюдать процесс. Тогда ребенку надо изучить не только все, что касается структуры и фаз роста растения – нужно разобраться с грунтом, его бактериальным и химическим составом; для этого надо воспользоваться лабораторией, или найти в интернете эту информацию. И этот урок он вроде бы не для развития предпринимательских талантов, а исследование,по сути, но предпринимательство имеет очень много общего с исследованиями на первом этапе. Многие предприниматели в начале деятельности выдвигают свои гипотезы о том, что можно предложить рынку, проводят исследование рынка, аудитории.

Может быть, после таких занятий в школе во взрослом возрасте люди пойдут в академическую сферу, а кто-то — в более прагматичную, предпринимательскую. Такой подход в образовании учит детей развязывать конкретную проблему, а в стартапах много таких проблем и есть проблемы клиентов, которые надо решать именно с использованием навыков, полученных в игровой форме в школе, когда целью было исследовать и найти решение.

— Стоит ли, по вашему мнению, ребенку с детства говорить, что он будет предпринимателем?

— Я думаю, такие утверждения не стоит применять к ребенку и не стоит его готовить к этой мысли. Правильнее говорить: «Ты – автор своей жизни. Какую книгу, сюжет, перформанс ты сгенерируешь, такой твоя жизнь и будет». Вот к какой мысли, на мой взгляд, родители должны готовить ребенка. Эти утверждения разовьют в нем максимальную гибкость к максимальному набору навыков.

И вполне может быть, что в молодом возрасте этот повзрослевший ребенок сможет работать в большой корпорации как «внутренний» предприниматель (intrapreneurship), когда наемный специалист отвечает за развитие бизнеса, собственником которого он не является.

— Какие есть педагогические методы развития предпринимательских талантов у детей, и какие есть методы для тех же целей, которые нельзя назвать классическими педагогическими?

— Основной метод, который используется в школах, это менторство. И менторство используют уже в бизнес-инкубаторах, где работают уже над реализацией бизнес-идей. Менторы это люди, которые прошли путь становления в роли предпринимателя, инвестора, и они калибруют бизнес-идею. При этом, по моему мнению, метод менторства можно практиковать в школе, когда какие-то уроки будет проводить специалист из определенной профессиональной сферы. Находить таких специалистов должен педагог, который ведет класс детей. К слову, в украинских вузах уже используется метод менторства на курсе предпринимательства, который в украинских университетах стартовал в 2020-2021 учебном году. Этот курс разработан Сетью академических инкубаторов YEP, и студенты могут выбрать его, если захотят. Суть метода в том, чтобы студенты объединялись в группы и создавали продукт, а потом университет организовывает оценку, экспертизу этого продукта. Это, я считаю, надо практиковать и распространять.

В такой команде можно видеть, из чего состоит создание продукта или целого бизнеса и потом, когда проект завершится, начать свой бизнес или проект. В этом, на мой взгляд, заключается ценность менторства и работы в группе с ментором.

 

Читайте также по теме