М. Соколов: «Росту экспорта украинской аграрной продукции мешает груз прошлого»

Украинская аграрная отрасль имеет значительный потенциал роста. Однако для его реализации необходимо принять решений о дерегуляции бизнес-сферы. Нужно упрощение получения разрешений на строительство, получения техусловий на подключение к сетям, снижение стоимости электроэнергии, решение проблемы транспортного коллапса на железной дороге и допуска частной тяги, демонополизации рынка минеральных удобрений. Без этих решений, которые не принимались годами, украинский АПК рискует утратить свою конкурентоспособность. Об этом в интервью ГолосUA сообщил заместитель руководителя Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Михаил Соколов.

— Михаил, по итогам 2019 года хотелось бы понять, ожидая внедрения рынка земли, каковы перспективы экспорта украинских агропроизводителей… По вашему мнению, есть ли вероятность роста объема по разным категориям товаров?

— В Украине основной объем экспорта это все-таки зерновые и технические культуры. Вы спрашиваете, нужно ли для блага украинского бизнеса и экономики увеличивать эти объемы? Да, нужно. Потому что, чем больше мы экспортируем, тем лучше. Есть выражение «деньги не пахнут» – в этом смысле мы, чем больше денег получим, тем нам будет лучше. От денег никому еще хуже не становилось. Если мы посмотрим на структуру нашего экспорта, то превалируют зерновые и технические культуры непереработанные. У нас есть достаточно большой потенциал роста экспорта и роста производства культур и с/х продукции с гораздо более высокой добавленной стоимостью: это те же ягоды, те же овощи, фрукты, но мы должны понимать, что для такого роста нужны время и инвестиции, и это не произойдет быстро. Так прогнозируемая стоимость гектара земли — это 2000 долларов США, а прогнозируемая стоимость закладки сада – 12 000 долларов США на 1 га. Это несопоставимые инвестиции. Поэтому да, у нас есть потенциал роста, мы будем расти, но не нужно надеяться, что это позволит нам в одночасье увеличить объем экспорта высокомаржинальных культур или высокомаржинальной продукции.

Что касается переработки: есть мировой рынок муки, а есть мировой рынок зерна, и они тоже несопоставимы – рынок зерна намного больше. Поэтому в Украине возможно увеличить объемы переработки зерновых на муку, макароны, полуфабрикаты, но это длительный процесс, для реализации которого, прежде всего, нужны меры для стимулирования развития промышленности и переработки. А тут нужно разбираться с проблемой со строительством, потому что у нас это жутко коррумпированная сфера, и стоимость получения документов иногда сопоставима со стоимостью всего строительства. Туда же надо отнести стоимость и дороговизну подключения к сетям, без которых это все невозможно. Сложное налоговое законодательство и произвол налоговых органов. Все это, к сожалению, негативно сказывается на развитии промышленности. И мы не можем добиться существенного роста экспорта высокомаржинальной продукции, пока мы не решим эти проблемы.

— Можно об этом подробнее?

— Например, стоимость электроэнергии. Понимаете, нам рассказывают, что в Украине нужно повышать цены на электроэнергию, а она у нас и так уже выше, чем в США. Мне иногда хочется сказать власти: ребята, посмотрите, стоимость электроэнергии в Украине уже выше, чем в Штатах. Как мы собрались конкурировать, если у вас электроэнергия дороже, чем в Штатах?

За электроэнергию, за это безумие нам нужно дополнительно сказать «спасибо» тем товарищам, которые пробили самый, наверное, высокий во всей Европе зеленый тариф, и теперь на этом наживаются наши олигархи. В одной из самых бедных, если не самой бедной стране Европы, самый высокий зеленый тариф, это ненормально.

В Украине фактически, куда ни кинь, везде есть проблемы, которые мешают нашему росту. Железная дорога — это отдельный бесконечный ужас. Она, во-первых, коррумпирована, и в результате перевозки по ней совсем не так уж и дешевы, как может показаться на первый взгляд. Во-вторых, она развалена. В-третьих, перевезти продукцию, когда тебе нужно, часто физически невозможно. Список можно продолжать.

Ну не развивается бизнес, особенно тот, который требует больших инвестиций, особенно если ты ими рискуешь, в таких условиях. Поэтому, как ни парадоксально, но основные факторы роста экспорта высокомаржинальной продукции и, в принципе, производства высокомаржинальной продукции заключаются не в открытии рынка земли, а в наведении порядка внутри страны со строительством, подключением к сетям, железной дорогой, налогами, трудовой инспекцией… Это те проблемы, которые, в принципе, тормозят развитие всей экономики Украины, и аграрного сектора, в частности.

— Михаил, как сейчас аграрные предприятия готовятся к внедрению рынка земли?

— Аграрный сектор до сих пор у нас достаточно активно развивался. Он развивался, потому что он как раз не очень-то зарегулирован, по крайней мере, по сравнению с другими отраслями, и у нас меньше преград для работы. Например, у нас большая часть предприятий работает не на общей системе налогообложения, а на едином налоге: заплатил сумму налога с гектара – все, к тебе уже не могут придраться наши «дорогие» налоговики и другие контролирующие органы. Это один пример. Еще пример: не нужно получать разрешение на строительство новых ферм, если достаточно отремонтировать оставшиеся еще с советских времен, а таких хватает, а вот со строительством полностью новых возникают проблемы. С землей тоже, сейчас все более-менее просто: есть земля, берешь и обрабатываешь, бумажной волокиты, по сравнению с другими видами производства, меньше.

В аграрном секторе было также немало административных преград, порождавших коррупционные схемы, но многие из них были ликвидированы за последние годы, это тоже правда.

Обратите внимание, за счет чего развивался аграрный сектор в Украине. За счет того, что аграрии инвестировали заработанные деньги в производство: в технику, новые технологии, обучение сотрудников, реконструкцию зданий, строительство элеваторов, в освоение новых сортов и гибридов – чтобы покупать более дорогие и эффективные, этим нужно уметь пользоваться. Это инвестиция в оборотный капитал: ты покупаешь более дорогие средства защиты растений, более дорогие семена, чтобы получить больший урожай. Это все позволяло увеличивать и увеличивать валовое производство, но при этом в основном – продукции растениеводства.

По статистике, которую мы видим, в последние годы аграрии инвестировали примерно 66% всей прибыли, которую получали. При этом они уже закредитованы, и им нужно обслуживать взятые кредиты, а, значит, часть оставшейся прибыли идет на погашение кредитов. Фактически это говорит о том, что почти все свободные деньги, которые у аграриев оставались, они инвестировали в развитие производства.

— Изменится ли ситуация после внедрения рынка земли, в частности, по правилам, указанным в законопроекте 2178-10, который уже прошел первое чтение в Раде?

-Если и когда-то будет запущен рынок земли, все те деньги, что раньше шли на инвестиции, в развитие производства, пойдут на выкуп земли.

3 декабря ВАР провела круглый стол по теме внедрения рынка земли. Там говорили о таком примере: вот есть у нас Херсонская область, и там вопреки всему развивается орошение. Действительно, вопреки государству, вопреки регулированию, вопреки всему. Фермеры находят обходные пути, схемы, как построить систему орошения. Государство им не помогает, но они, преодолевая трудности, это делают. А что такое строительство системы орошения? Это резкий рост урожайности. Но тебе нужно буквально закопать деньги в землю, потому что нужно купить трубы, проложить, сделать насосные станции, развести капельное орошение, это все – затраты. И сейчас они остановятся.

Теперь деньги пойдут на то, чтобы выкупить землю. И они будут держать на паузе все эти проекты по расширению орошения до тех пор, пока они не выкупят землю, которую обрабатывают. Они будут покупать все, что будет предлагать рынок. И только в тот момент, когда их свободные средства превысят объем предложения купить землю, только тогда они снова начнут инвестировать в орошение.

То же самое в других направлениях: покупка новой с/х техники, строительство. Все эти процессы замрут, замерзнут, пока аграрии не выкупят свой земельный банк. И только после того, как они выкупят земельный банк, снова можно будет инвестировать в землю и сельское хозяйство и пойдет снова развитие.

Поэтому в ближайшие годы, хотим мы того или не хотим, согласно законам, по которым работает рыночная экономика, у нас будет остановка роста аграрного ВВП. А не рост в 3,5% ВВП первые три года, как ранее анонсировал министр экономики Тимофей Милованов. Кстати, к его чести нужно сказать, что он сам же в несколько раз снизил прогнозы относительно возможного роста ВВП. И все, что может сделать правительство, – это придумывать различные способы, как этот эффект «замерзания» инвестиций в агросектор уменьшить. И вот эти способы ровно противоположны тому, что предложило наше дорогое правительство в своем законопроекте о рынке земли.

— Михаил, хочу спросить о вашей оценке прогноза Министерства по развитию экономики, торговли и сельского хозяйства… Насколько я знаю, в ВАР презентовали другой прогноз… Что можете об этом сказать?

— Мы сделали расчеты по модели Минэкономики, и они показали, что рост будет намного более скромным – менее одного процента ВВП, а на пятый год реформы мы получим вообще падение. Повторю, что, к чести Милованова, на слушаниях по вопросу рынка земли он озвучил уже куда более реалистичный прогноз. Однако и в нем есть изъян, он не учитывает падения добавленной стоимости вследствие расширения площади земли, обрабатываемой крупными холдингами. Само Министерство экономики признало, что оптимальным размером хозяйства, с точки зрения максимизации добавленной стоимости и занятости, является от 3 до 5 тысяч га в зависимости от региона. Соответственно, если в результате открытия рынка земли мы получим рост площадей, обрабатываемых холдингами, а к холдингам обычно относят компании, арендующие более 30 тысяч га, то будет наблюдаться падение, а не рост совокупного ВВП.

Также нужно учесть, что единственный позитивный эффект от введения рынка земли, который мы получим в ближайшей перспективе, – это рост спроса со стороны экс-пайщиков.

Те же цифры об ожидаемых 3,5% роста ВВП, которые ранее озвучивали в Министерстве, по-видимому, были основаны не на собственных расчетах министерства, а на оценках лоббистов «либерального» рынка земли: EasyBusiness и Всемирного банка.

Кстати, буквально на днях стало известно мнение аналитиков JP Morgan о внедрении рынка земли в Украине. У них в прогнозе на 2019 год написано: «Рост экономики ускорится в этом году примерно к 4%. Но, несмотря на толчок к инвестициям, мы прогнозируем умеренное замедление в 2020 году на фоне снижения транзита газа и некоторого негативного краткосрочного воздействия земельной реформы». То есть, не только в ВАР придерживаются мнения, что рынок земли так, как он изложен в законопроекте 2178-10, окажет негативное воздействие на рост экономики, но и у аналитиков JP Morgan.

— Михаил, хочу уточнить… У представителя Президента Романа Лещенко во время круглого стола были слова о том, что в команде Президента думают, как защитить внутренний рынок… По вашему мнению, эти слова сейчас расходятся с действиями чиновников?

— У нас есть позиция правительства, которая была отражена в правительственном законопроекте. Есть позиция Верховной Рады, которая еще формируется и которая отличается от позиции правительства. А есть позиция Президента. А из песни слов не выбросишь. Кто заявил о том, что иностранцы не смогут покупать украинские сельхозземли, пока такое решение не примут на всеукраинском референдуме? Об этом заявил Президент. Но это не правительственная позиция, правительство против. А эксперты, которые все это время «топили» за рынок земли, они даже стали Президента за это критиковать, говорить, что он не прав.

Лещенко представляет Президента. Судя по его риторике, среди руководителей страны есть разные мнения о том, как нужно внедрять рынок земли, идет дискуссия. Какая будет финальная точка в этом вопросе, финальный дизайн законопроекта о рынке земли, аграрии сейчас не понимают. Мы можем только выражать свою позицию.

Читайте также по теме