Киев всегда считался одним из самых зеленых городов Европы. Однако за последнее десятилетие столица стала терять свои позиции — вместо деревьев, кустарников и цветников один за другим вырастают новострои, а уцелевшие от застроек зеленые насаждения «умирают стоя» от неведомо откуда появившихся болезней и вредителей. В итоге в столице ежегодно вырубается 15 тысяч деревьев. Корреспондент ГолосUA на международной научно-практической конференции «Экология большого города» пообщался с генеральным директором КО «Киевзеленстрой» Михаилом Царенко.
— Можно ли сейчас сказать, как пережили зиму зеленые насаждения в Киеве?
— Нет. Мы сейчас над этим работаем. И как только растает снег и погодные условия дадут нам такую возможность, мы сразу же в ближайшее время проведем анализ зеленых насаждений.
— Снос деревьев и высадка взамен их новых – достаточно болезненный вопрос для киевлян. В последнее время в городе высаживаются экзотические сорта деревьев, которые не приживаются. В итоге киевляне не видят ни тени, ни деревьев. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
— Сегодня мы делаем все возможное, чтобы растения чувствовали себя комфортно в городских условиях. Поэтому мы и собрали конференцию, чтобы обменяться мнениями и услышать советы.
— Какие сорта деревьев хорошо зарекомендовали себя в городских условиях?
— В прошлом году в Деснянском районе мы посадили каштаны-бриотик. Они уже прижились и достаточно комфортно себя чувствуют. Кроме того, они менее подвержены заражению минирующей моли.
В техусловиях по закупке деревьев в нынешнем году заложены и климатические условия, и состояние, и размеры саженцев. Тем самым мы избежим проблемы, когда деревья умирают от низких температур.
— А болезни?
— Болезни — это болезни. Мы с ними боремся, но это совершенно другая история.
— Но болезней стало больше? Ведь именно на протяжении последних 10-и лет мы слышим и о тле, и о моли, и о клещах, которые уничтожают деревья.
— К каждому дереву мы будем относиться достаточно скурпулезно – удобрять их и создавать для них комфортные условия. В частности, мы ведем переговоры о приобретении ловушек для минирующей моли из Бельгии, в которую засыпаются феромоны личинок, и насекомые попадают в ловушку. Таких ловушек нужно 2,5 млн. – на каждое дерево по одной.
— Какова же стоимость одной ловушки?
— Мы пока ведем переговоры, смотрим, какое количество ловушек нужно будет приобрести в этом году, насколько это будет эффективно в условиях Киева.
— Но все же, почему развелось такое количество болезней деревьев?
— Думаю, экология у нас такая. Плюс влияет большое количество транспорта в городе Киеве. Не следует исключать и возраст деревьев – в столице много вековых деревьев. Проблема действительно есть, но мы работаем над этим и будем бороться.
— Тем не менее, сегодня за рубежом существует практика: здоровое дерево, которое, например, мешает строительным работам не вырубают, а выкапывают вместе с корнями и перевозят в специальный питомник. Может ли у нас применяться подобная практика?
— Конечно. Но у нас в городе очень мало молодых деревьев, которые нужно срезать или уничтожать. Основная доля вырубки деревьев приходится на центральную часть города. Здесь деревья чувствуют себя некомфортно. А в левобережной части Киева деревьям довольно комфортно — там меньшее количество машин, более здоровая экология, более-менее нормальная почва. Например, Деснянский район построен на насыпных песках, и когда там высаживаются деревья, в лунке специально создают благоприятные условия для саженца — удобряется чернозем и пр.