В Конфедерацию независимых профсоюзов Украины на данный момент входит около 260 тысяч человек. С главой КНПУ Михаилом Волынцом ГолосUA поговорил о наиболее насущных вопросах для каждого рядового украинца – невыплате зарплат, сокращениях, рейдерстве, Трудовом кодексе и забастовках.
— Михаил Яковлевич, в Конфедерацию независимых профсоюзов Украины входит около 260 тысяч человек. Какие настроения среди этих людей?
— Абсолютно все испытывают давление со стороны власти.
— Речь идет, в частности, о сложившейся ситуации в угольной промышленности?
— Да, недавно руководство Министерства энергетики и угольной промышленности дало четкое указание уменшить расходы на добычу угля в декабре. Но траты на электроэнергию, коммунальные платежи, обслуживание машинных механизмов никак нельзя сократить, потому что мы входим в зиму. Остается один вариант – уменшать заработные платы и сокращать работников. В Кабмине уже предупредили, что выпуск денег на защищенные и незащищенные статьи будет урезан.
— Сокращения и незаконные увольнения приобретают в Украине массовый характер?
— Незаконных увольнений очень много. Приведу конкретный пример Татьяны Туренко, матери двоих детей, которая работала начальником отдела труда и заработной платы на шахте имени Алексея Стаханова объединения «Красномесуголь» в Донецкой области. Ее незаконно уволили без согласия Независимого профсоюза горняков. Она подала исковое заявление, но администрация шахты и объединения не являются в суд, а ей нужно кормить детей. Также незаконно уволили ее отца, но восстановили на работе через 2 дня, а Татьяну Туренко — нет, потому что виновное лицо должно возместить убыток. На нее каждый день оказывают давление . Эта женщина собирается объявить голодовку возле горисполкома города Димитрова. И таких примеров множество, когда увольняют одинокую мать, кормилицу двоих детей, и ее более пожилого отца. Сокращения сейчас тоже происходят массово. Статистика их не показывает, а демонстрирует рост рабочих мест, но говорить об этом смешно. Потребление электроэнергии уменьшилось на 4 % по сравнению с 2012 годом, а это значит, что экономика проседает, сокращаются рабочие места и срабатывает цепная реакция. Когда на крупном предприятии происходит сокращение, людям не выдают или уменьшают зарплаты, они начинают на всем экономить, что приводит к проседанию торговли, среднего и малого бизнеса. Даже уличные торговцы оказываются в убытке и пополняют армию безработных.
— А что касается рейдерских захватов?
— Рейдерские захваты идут от власти и организовываются представителями олигархических семей, которые сегодня контролируют весь бизнес. Совсем недавно я встретился с другом в Одессе, и он рассказал, как они с товарищем взяли в аренду два судна и успешно работали на Дунае. 250 сотрудников косили камыш, который отправляли в Австрию. Люди помогали местным органам власти, чистили дно Дуная, но пришли донецкие рейдеры и отняли бизнес. Ребята счастливы уже потому, что им подарили жизнь и их не убили. А бизнес сразу перепродали, и эти 250 людей были выброшены на улицу.
— Давайте остановимся более подробно на вопросе невыплаты заработных плат...
— Если посмотреть информацию, которую выдает Министерство труда и служба статистики, то задолженность по заработной плате составляет немногим более 1 млрд гривен. Но данные экспертов свидетельствуют о том, что эта задолженность равняется 2,5 млрд гривен. Статистику искривляют главы обладминистраций, которые пытаются показать лучшие показатели, чтобы не портить себе картину, а также предприниматели и работодатели, идущие на всяческие ухищрения, чтобы не показывать задолженность. Они осуществляют выплаты в три фонда социального страхования и пенсионный фонд, удерживают подоходный налог в местные органы власти, а людям зарплату не выплачивают. Также следует учитывать, что от 30 до 40 % заработной платы в нашей стране выдается в конвертах.
— Можете привести такие примеры?
— Конечно. Например, существует нелегальный криминальный бизнес в угольной промышленности. На 10 тысячах копанок работает 50 тысяч людей, с которыми не оформлены трудовые отношения. Также большая армия рабочих разрабатывают терриконы, добывают железную руду, перерабатывают мусор. Есть еще и детский труд. Во всех этих случаях легально отношения не урегулированы, и в случае долга по заработной плате человек ничего не докажет.
— А какая, по Вашим подсчетам, задолженность в стране по социальным выплатам?
— Задолженности по больничным, пособиям по беременности и родам, в случае похорон составляют около 2 млрд гривен. Что касается больничных, то у меня есть информация, что сейчас власть разработала положения, согласно которым они будут оплачиваться через 2 месяца после их оформления. Только представьте себе!
— Вы недавно заявили, что в бюджете 2014 не заложены средства для социальных выплат чернобыльцам, афганцам, а также заработных плат бюджетникам. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.
— Действительно, я лично видел проект бюджета, где предусмотрено приостановить действие статей более 10 законов Украины относительно социальных выплат чернобыльцам, афганцам, а также начисления заработных плат бюджетникам. Если только будут заморожены заработные платы учителям, врачам, шахтерам, в других сферах промышленности работодатели сразу начнут снижать заработные платы. Я являюсь членом Трехстороннего совета социального диалога, в который входят представители работодателей, органов власти и профсоюзов. Правительство Украины должно было бы подать проект бюджета нам на рассмотрение, чтобы определить главные социальные параметры, но этого не происходит уже три года.
— Будут ли бастовать профсоюзы?
— Конечно, будут забастовки в угольной промышленности и в других отраслях. Плохо, что люди не чувствуют уверенности в себе. К сожалению, до сих пор существуют «карманные» профсоюзы, где некому активно защищать людей, представлять их интересы брать на себя ответственность. У нас есть мощный Независимый профсоюз горняков Украины, который готов возглавлять забастовки, поэтому власть вынуждена платить миллиарды из бюджета, чтобы не допустить забастовок. При этом чиновники искусственно ограничивают добычу угля для того, чтобы лишать людей начисления заработной платы. Мол, вы не заработали, потому что не было объемов. Возьмите, к примеру, Львовскую угольную компанию – фабрика по переработке угля в Червонограде Львовской области, где при средней зарплате менее двух тысяч, существует задолженность. Там работает около 1000 женщин. Что им делать?
— Михаил Яковлевич, есть данные, что в 2013 году в Украине прошло более 330 протестов за права наемных работников…
— Значительно больше. В Украине, на самом деле, каждый день такие протесты происходят в разных населенных пунктах. Мы стараемся, как можем, поддержать их, наши активисты постоянно находятся среди этих людей.
— А как обстоят дела с занятостью молодежи в Украине?
— В Украине в возрасте до 25 лет 50 % молодежи не имели ни одного рабочего места и не были оформлены на работу. Это трагедия не только для этих молодых людей, которые не могут полноценно завести семьи, почувствовать себя взрослыми людьми, но и для их родителей, ведь в таких условиях недалеко до пьянства, наркомании. А более способные молодые люди уезжают за границу. Поэтому мы требуем от власти, чтобы программы трудоустройства молодежи действительно работали, но слышим только голословные заявления.
— Какие дискуссии сейчас продолжаются вокруг Трудового кодекса?
— Автор возмутительного законопроекта Александр Стоян встретился с представителями посольства США и попросил денег на разработку очередного 12 –го варианта Трудового кодекса. Конфедерация независимых профсоюзов Украины подала жалобу в Международную организацию труда, которую приняли к рассмотрению в Женеве, о недопустимости принятия подобного документа. Эксперты уже окрестили вариант Трудового кодекса авторства А.Стояна и Я.Сухого, рабским. Там, в частности, предусмотрены короткие договора на два месяца, которые можно продлевать в течение 5-10 лет, но если на протяжение этих двух месяцев человек заболел на две недели, его можно увольнять не только без согласования с профсоюзами, а и без предупреждения. Также в этом законопроекте идет речь об ответственности за забастовку, как участников, так и отдельно лидеров забастовки. Если люди будут запуганы таким образом, возникнет еще множество проблем, неконтролируемые ситуации, поэтому мы предупреждаем: «Не играйтесь с народом».