Евро-2012 подарило украинцам, не бывавшим за рубежом, возможность вживую увидеть множество беззаботных иностранцев-туристов, а зарубежные гости пережили легкий культурный шок, проезжая по не очень ровным дорогам, впечатляясь украинской архитектурой, красотой представительниц женского пола, вкусным пивом, аппетитными национальными блюдами, и удивляясь, как много неожиданностей вместили всего несколько недель на территории Ukraine.
- Англичанин, генеральный директор «Kiev4Tourists» Марк Стретфорд изучает спрос туристов на маршруты в Украине. Оценив интересы иностранных гостей Евро-2012 в Украине и их впечатления, он поделился своим профессиональными выводами с корреспондентом информагентства ГолосUA.
- — Марк, можно ли охарактеризовать зарубежные рекламные сообщения о футбольном чемпионате в Украине как негативные?
- Нам не хватало информации о чемпионате, чтобы судить о нем до начала. Рекламы на телевидении не было — больше из-за политических мотивов. На европейском телевидении даже была антиреклама. При этом в рекламных роликах по теме Евро-2012 о Польше отзывались лояльнее, нежели об Украине. В результате западные болельщики были обделены, во-первых, в доступе к информации по самому чемпионату; поклонники футбола вынуждены были информацию разыскивать в интернете. Во-вторых, сложно было найти информацию такого рода: как переехать из города в город, где и по каким ценам достать билеты на эти переезды, как их забронировать. Можно было, опять таки, через интернет, но там не указывалась точная цена билета. В общем, иностранцы перед поездкой в Украину очень смутно представляли, как это будет происходить.
- — Украина и украинцы вас разочаровали?
Мнение об украинцах сложилось хорошее, потому что сама поездка и пребывание тут были наполнены неожиданностями. Очень приятно, что культурный аспект раскрылся, и некоторые стереотипы об украинцах разрушились: украинец это не тот, кто потребляет много алкоголя — это человек, который является потомком создателей Киева, живет в красивом месте. Киев нас поразил: ваши храмы, монастыри, архитектура! О стране, людях — впечатления хорошие, и имидж стране создан хороший.
- — Что можете сказать о сотрудничестве разных стран в рамках подготовки к Евро-2012? Каково влияние имиджа Украины на это сотрудничество?
- Радикально имидж Украины сейчас не изменить. Это связано с (Юлией) Тимошенко (лидер политической оппозиции — ред.) и (Виктором) Януковичем (Президент Украины — ред.). Только если Янукович уйдет, тогда может быть. Но нужно, чтобы пришел кто-то совершенно новый. А так Европа не готова поддерживать и рекламировать Украину, поскольку, как видно, Янукович — против отношений с Западом.
— Марк, что Вы думаете по поводу эффективности фан-зон, которые созданы в Украине президентом Виктором Януковичем с целью изменить имидж государства как коррупционного, и через которые иностранцы будут контактировать с украинцами?
- Похоже, это вашему президенту удается. Но это очень длительный процесс, поэтому он не сможет развиваться быстро. Лучше для результата, чтобы это все происходило медленнее.
— Если бы Украина была под управлением другого Президента, у нас был бы шанс получить информационную поддержку Европы перед футбольным чемпионатом?
Нет, пока есть плохой имидж у государства и есть кричащий аспект, который мешает иначе воспринимать украинское государство: очень сужена информация об Украине, ее очень мало.
- — Можно ли утверждать, что после Евро-2012 для иностранных гостей появилось два разных понятия — Украина-государство и Украина-страна?
- Абсолютно так. Есть ваше правительство. А украинцы — это люди, которые нам понравились. И это видно по фидбекам наших журналистов — они преимущественно положительные.