Любовь Величко
08:09 27/09/2013

Н.Бородачева: «Украинские законы в сфере защиты потребителя – это замкнутый круг»

Права потребителей в Украине нарушаются на каждом шагу. Казалось бы, в стране действуют Конституция, профильные законы и государственная организация по защите прав потребителей. Но на практике красивые слова из законодательных актов просто-напросто игнорируются. О том, что делать в такой ситуации украинским гражданам ГолосUA рассказала вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс» Наталья Бородачева.
— Наталия Владимировна, в какой сфере права украинских потребителей нарушаются чаще всего?
По моим наблюдениям, чаще всего права потребителей нарушаются на рынке пищевых продуктов. Людям сложно выбирать продукты, потому что даже в супермаркетах мы не очень доверяем маркировке и рекламе. Когда человек идет на местный рынок и покупает товары с рук, полагая, что такие продукты более натуральные, то у покупателя также нет гарантии, что он купит хороший товар. Впрочем, как и в супермаркете. Государственные гарантии не работают, потребители не защищены.
Как показывает практика, когда нарушаются права потребителей, Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей далеко не всегда справляется со своей задачей. Куда вы бы посоветовали потребителям обращаться за помощью в таком случае?
— Да, действительно, те гарантии, которые обещают нашим гражданам Конституция и другие законы, государством не выполняются. Нет у нас реальной защиты безопасности качества потребления. В таких условиях наш потребитель просто обязан знать свои права, обращаться в общественные организации, писать жалобы на адреса профильных интернет-ресурсов, к примеру, на сайт «Портал потребителя», созданный при поддержке Европейской комиссии. Там есть форум, электронная книга жалоб, публичные дискуссии. В наших условиях это, пожалуй, наиболее эффективный способ для потребителя защитить себя и повысить свою осведомленность по многим интересующим вопросам.
По вашему мнению, профильное законодательство, регулирующее вопросы защиты прав потребителей, в Украине является совершенным?
Нет, наше законодательство несовершенно. Во-первых, на то есть объективные причины: рынок развивается более быстрыми темпами, чем успевает законодательство — эта проблема во всех странах мира.
С другой стороны, Конституция Украины устанавливает, что достигнутый уровень прав граждан не может быть снижен, однако парламентарии все же внесли в 2006 году изменения в закон о защите прав потребителей, которые не дают возможности потребителю, купившему некачественный продукт, заменить его на качественный либо вернуть и получить обратно свои потраченные средства. В закон было введено понятие о существенном недостатке товара. То есть, если вы, к примеру, приобрели телевизор, а он не работает, вам придется сдать его в ремонт (возможно, неоднократно), при этом утверждая, что его не повредили при транспортировке либо использовании.
Закон претерпел изменения под влиянием заинтересованных бизнес-структур, которые производят не очень качественную продукцию. Несмотря на то, что представители ВФП «Пульс» обращались в Конституционный суд, чтобы восстановить утраченное потребителями право, к сожалению, действующее законодательство не позволяет общественным объединениям это сделать, поскольку для этого нужно собрать документально подтвержденные заявления от потребителей, пострадавших именно от данной нормы. Но беда в том, что наши потребители не обращаются с такими требованиями. Таким образом, законодательные нормы остаются декларацией и не работают в реальной жизни.
Более того, в Украине нет системы независимой экспертизы, чтобы потребитель мог обратиться за помощью и независимой оценкой. Ведь сейчас получается, что потребитель обращается с проблемным товаром к продавцу, продавец — в сервисный центр, а сервисные центры созданы производителями. О независимости здесь речь не идет. Это замкнутый круг.
К тому же, в мире, и в Европе в частности, акцент делается на то, чтобы защищать не каждого отдельного потребителя, а в случае системных нарушений защищать коллективные интересы потребителей. В Украине такая практика не ведется. Нам есть куда двигаться и над чем работать.
Какими статьями закона о защите прав потребителей производители манипулируют чаще всего?
Производители делают ставку прежде всего на недостаточную осведомленность, недостаточную правовую грамотность потребителей. Но главная проблема — это отсутствие ответственности. Штрафные санкции существуют, но они просто смешные для производителей, которые их не боятся и продолжают нарушать законодательство.
То есть, выходит, что, с одной стороны, нет достаточного государственного контроля, а с другой стороны — нет ответственности предпринимателей за незаконные действия.
Какие доказательства являются наиболее весомыми для того, чтобы потребитель мог доказать, что его обманули?
Во-первых, очень облегчает самозащиту потребителя наличие чеков, квитанций, гарантийных талонов — всех формальных документальных свидетельств. Если же вы купили товар на рынке, у вас должны быть свидетели, подтверждающие сам факт покупки-продажи в том или ином месте. Практика показывает, что даже если человек покупает товар на рынке и просто для себя фиксирует номер места и запомнил, как выглядит продавец, это помогает потом решить конфликт. Все элементарные механизмы помогают.
Какую страну вы можете привести как образцовый пример взаимодействия потребителя и государства в случае нарушения прав на качественные товары и услуги?
Это Германия. Там производители, продвигающие недоброкачественную продукцию на потребительский рынок, устраняются с рынка. На производителей накладываются такие жесткие экономические санкции, что они просто не могут потом вернуться на рынок.
Кстати, в Германии именно правительство финансировало создание специального фонда «Штифтунг Варентест», который работает как независимый институт потребительских исследований. Этот институт работает уже полвека и его ежегодно финансирует правительство, но никогда не вмешивается в исследования института. Именно поэтому «Штифтунг Варентест» имеет высокий авторитет не только в Германии, но и во всем мире. Этот пример достоин подражания.
Есть ли разница между европейским и украинским потребителем?
Именно позиция потребителя определяет эту разницу. В отличие от украинского, европейский потребитель никогда не отдаст свои средства за дешевую покупку, если он не убедится, что товар качественный. Потребитель обязательно читает этикетку, и если на ней мало информации, или она выглядит подозрительной, то такой товар куплен не будет никогда. Это свидетельствует о высоком уровне осведомленности и ответственности людей, особенно когда мы говорим о покупке лекарств или пищевых продуктов. Европеец никогда не положит в рот продукт, если он не будет знать в совершенстве его состав и не будет убежден, что товар качественный и безопасный.

Читайте также по теме